Как учить письму

При несоблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма - писчий спазм (писчая судорога, графоспазм) - при сохранности остальных движений, выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма характерно неравномерное распределение тонуса мышц, принимающих участие в акте письма (дистония), возникает спазм (тоническое напряжение) отдельных мышц, боль распространяется по всей руке, шее, лицу; пальцы, удерживающие ручку, принимают неестественное положение и акт письма становится невозможным. Выделяют различные клинические формы писчего спазма: судорожную, болевую, дрожательную, паралитическую. Чаще наблюдаются их комбинации. "Подкрадывается" писчий спазм незаметно. То пальцы занемеют от долгого писания, то побаливать начнут, подрагивать. Сначала чуть-чуть, едва заметно. Позднее дрожь в пальцах может стать постоянной; или резкая боль сведет пальцы, как только они возьмут ручку или карандаш. В сложных формах пальцы сводит не только при письме, но даже при мысли о том, что нужно взять ручку. Поэтому, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах или у него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его от всех нагрузок на пальцы - письма, рисования. Надо дать пальцам полностью расслабиться и лишь потом снова медленно и постепенно подключать ребенка к нагрузкам.

Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других - дающие полезное направление выходу их детской энергии. Следует всегда помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. У ребенка может "вдруг" значительно испортиться почерк, а этим "вдруг" могут быть болезнь, утомление, психологическое напряжение и многие другие причины.

Большое значение при формировании навыка письма имеет рабочая поза. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5 - 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы рука, не занятая письмом, передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по прежнему направлена к середине груди ребенка.

Каждый из учителей начальной школы по-своему старается преодолеть возникающие трудности при формировании у детей каллиграфических навыков. По мнению большинства учителей начальных классов хорошими упражнениями являются списывание печатного текста и письмо " в воздухе ", лепка букв из пластилина, конструирование букв из их элементов. При письме " в воздухе " кисть находится чуть ниже уровня на расстоянии 25 - 30 см, работают лишь кисть и пальчики, локти находятся на парте; дети работают под счет учителя " и - раз - и ", " и - раз - и ".

Письмо " в воздухе " хорошо развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, а если сопровождается объяснением, слуховую и зрительную память. Опыт работы учителей начальной школы свидетельствуют и о том, что подготовительная (коррекционная) работа при подготовке к школе и на начальном этапе обучения дает хорошие результаты, коррекция во втором и третьем классе очень трудна. Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечно-суставного чувства не только усложняет освоение навыком письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют "базовым" навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а, значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.