Приобщение к прекрасному

Конечно, ни с того ни с сего ребенок страстью к искусству может и не воспылать... Однако если "нагрузить" его этим самым искусством очень сильно, то можно отбить охоту насегда. Есть несколько принципов приобщения детей к миру прекрасного.

Принцип первый: Связь Искусства с Жизнью ребенка.

Например, не нужно говорить: "Пойдем в Юсуповский Дворец на экскурсию". Лучше - "Пошли посмотрим, где люди жили в старые времена? и еще - там елку устраивали для детей, и еще - там есть ма-а-аленький театр прямо внутри дома."

Принцип второй:Разнообразие и предметность экспонатов.

Для начала лучше выбирать такие места, где тематика экспонатов существенно различается. Например, Русский музей, где преимущественно картины и скульптуры, значительно уступает Музею связи, где куча всяких технических средств и предметов.

Принцип третий: Камерность.

Начинать показывать ребенку редкие вещи лучше в небольших помещениях. Тогда он будет больше сосредоточен на экспонатах, чем на "умении хорошо себя вести" в людном месте. Да и не потеряется, даже если и задумается где-то сам по себе.:)

Принцип четвертый: Добровольность.

Не нужно использовать музей как поощрение или наказание. Все же люди должны иметь особый настрой для того, чтобы воспринимать прекрасное не на фоне утреннего скандала или вечернего рева, а исключительно как приятную Потребность.

"Покупка машинок" и всякие другие завлекалки тоже не лучший способ формирования адекватного отношения к культуре. Искусство - это то, что человек выбирает САМ. Неверная тактика в НАЧАЛЕ знакомства с ним может негативно повлиять на все дальнейшее восприятие и убьет потребность желать чего-то нематериального.

Возникает естественный вопрос - "Как эту потребность разбудить?"

А для этого существует Пятый принцип: Личный пример.

Можно сделать так. Сказать: "Я в ...(туда-то) хочу сходить. Ты идешь со мной или нет?" Хорошо бы пару раз ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сходить куда-то самим (хотя бы ненадолго), чтобы ребенок понял - Вы были где-то, где ОЧЕНЬ интересно.:)
И вообще, лучше демонстрировать СВОИ вкусы, чем тащить его в сферу искусства под конвоем.:))

Принцип шестой: Подготовленность ребенка к восприятию картин или реликвий.

Лучше, если вы пойдете в музей не "просто так", а для того, чтобы взглянуть на что-то конкретное, о чем уже читали или узнали.

Например, мы с сыном пошли в Русский музей только после того, как неоднократно изучали картины Айвазовского (нравилось ему море).:)
Так что лучше бы немножко подготовить малыша - встреча со ЗНАКОМЫМ всегда более приятна.

Принцип седьмой: МЕРА.

Не нужно стараться впихнуть в ребенка побольше впечатлений. Мышление у детей только формируется, оно калейдоскопично, а потому не исключена возможность, что слишком большое количество экспонатов сольется для него в один пестрый клубок.
Наверное, для цирка это хорошо, а вот для музея...

Поэтому вполне подходящим можно назвать вариант - пойти посмотреть только ОДНУ картину, скульптуру и т.д. Так и сказать - "Пошли посмотрим ОДНУ картину Васнецова". И обязательно (особенно в ПЕРВЫЙ раз) выполнить свое обещание.

Понимаете, ребенок не готов еще к получению удовольствия ТОЛЬКО от созерцания. :) Ему надо потрогать, попрыгать, покусать...:) А сама обстановка в ОБЩЕСТВЕННОМ, строгом месте его сковывает.:)) Кто ж выдержит?:)

Да, это будет не очень долгая поездка, но зато ребенок поймет - культпоход - это не занудство.:)Да и побаловаться как следует в музее за это время он не успеет. За бабушек-смотрительниц можно не волноваться.:)