Воспитание души

Итак, помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в мире машин может своего рода система внутренней защиты. Создание ее должно стать главной задачей современных родителей, желающих добра своему ребенку.

Прежде всего, их святая обязанность - дать ему правильный жизненный ориентир. Тогда никакие телегерои не сделаются его идолами и вредные впечатления падшего мира не смогут беспрепятственно играть его душой.

Для людей верующих, православных таким единственно несомненным ориентиром являются Христовы заповеди. Только опираясь на них, человек сможет дать правильную, духовную оценку всему происходящему с ним. Иначе, влекомый волнами собственных страстей, не видя в своей жизни никакого высшего смысла, он тонет в житейском море, все более погружаясь в пучину греха.

Ребенок из православной семьи и правильное христианское воспитание, и добрые, душеполезные впечатления получает прежде всего в Церкви. Тут есть важные моменты: правильный и своевременный выбор духовника для ребенка, проблема постов и многие другие. Остановимся на некоторых из них.

Например, как сделать жизнь ребенка без телевизора, без машинных игр, без "Мак-Дональдсов" и "сникерсов" интересной и радостной? Как наполнить ее духовным содержанием, не лишая дитя положенных ему игр и утешений?..

От родителей зависит показать детям (не на словах, а на деле), как можно радоваться жизни, будучи православным. Надо, чтобы младший школьник уже мог что-то интересное противопоставить развлечениям своих сверстников, не завидуя тем, кто пересмотрел все "мультики". Хорошо, если, разговаривая с товарищами о вчерашнем воскресном дне, он сможет сказать: "А мы зато вчера ездили туда-то и видели то-то". Это может быть, например, монастырь...

Вступая в отрочество, ребенок неизбежно столкнется с соблазном легкой и приятной жизни "по страстям", на него обрушится пропаганда распущенности и разврата. Хорошо поэтому, чтобы душа его заранее была укреплена представлением об ином жизненном пути, о котором сказано: "Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7,14).

Православному ребенку очень полезно знать не только свой приход и своего батюшку, но и побывать в монастырях, которые теперь возрождаются в городах и весях. Это не только расширит его кругозор, но и будет способствовать духовному возрастанию.

Входя в монастырские ворота, ребенок переступает некую границу. Особенно ясно это чувствуется в городских монастырях: только что вы были на шумной улице, оставляющей впечатление какого-то дурмана, массового безумия, - и вот перед вами иной мир, существующий по другим законам. Своего рода икона Царствия Небесного. Вот и покажите ребенку эту икону. Ввести дитя внутрь монастырской ограды, объяснив предварительно правила поведения в обители, показать ему монахов за богослужением и несением послушаний, подвести к иеромонаху за благословением - это можно делать, когда ребенок еще совсем маленький. Попутно мать или отец расскажет, что монахи еще называются "иноками", потому что они - иные, живут не как все, не в миру, они ушли от мира, чтобы служить только Богу...

Детей постарше заинтересует история монастыря; их можно сводить на экскурсию. Часто экскурсии в православные обители организуют воскресные школы при храмах. Наши предки очень любили такой вид благочестивого семейного отдыха (от будничной суеты), как паломничество в дальнюю обитель. Чаще всего посещали Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, Дивеево. Для детей это еще и увлекательное путешествие с подготовкой, сборами... Многие запоминают такие паломничества на всю жизнь. Конечно, по ряду причин, они не могут совершаться часто, но тем серьезнее и интереснее будет подготовка к ним, тем глубже они запечатлеются в памяти ребенка.

Но самое лучшее - пожить в монастыре, приобщиться к монастырской жизни. Некоторые воскресные школы организуют для учащихся своего рода летние лагеря при известных обителях, где дети во время каникул могут и посещать богослужения, и купаться в речке, и гулять, и нести послушания по уборке храмов или территории, на огороде, на сенокосе...

Во многих монастырях есть бесплатные гостиницы для паломников, где можно пожить несколько дней и потрудиться на пользу обители. Взрослые вполне могут отправиться туда с детьми-подростками. Городские монастыри обычно имеют за городом свои скиты, подсобные хозяйства, где также с удовольствием примут паломников-помощников.

Православные русские обители, с их святынями, чудотворными источниками, с их славным историческим прошлым, - это тоже образ подлинной, живой России.

Монастырь - место, где ощущается веяние иной жизни. То же, хотя и несколько иначе, можно дать почувствовать ребенку на православном кладбище...

Мы уже говорили о том, что благодаря "массовой культуре" в детское сознание внедряется представление о жизни и смерти слишком легкомысленное, совершенно чуждое православному миропониманию. Как воспитать ребенка, чтобы у него не было ни панического ужаса перед смертью, ни привычки к смерти, которую внедряют в его душу современные зрелища?

Этому очень поможет такое благочестивое и душеполезное дело, как посещение кладбища. О пользе посещения кладбищ написано у святых отцов. Современные православные педагоги вполне разделяют это мнение и относительно детей, им тоже полезно бывать на кладбище. Прежде всего - на родных могилках.

Говорить с ребенком о смерти лучше всего именно здесь, среди могильных холмиков, оградок, крестов. Все рассуждения о суетности земных удовольствий, звучащие в обычной обстановке несколько отвлеченно, здесь воспринимаются иначе. На кладбище по-особому чувствуется единственность и неповторимость каждой человеческой личности и ценность дарованной Богом жизни.

Хорошо, если дети помогут матери убраться на могилке родных, посадить весной цветы, затеплить свечу перед крестом и, главное, если они привыкнут молиться об упокоении почивших сродников, а также и других погребенных там православных христиан.

Есть благочестивый обычай ~ специально прийти помолиться на могилу праведника, еще не прославленного Церковью, но почитаемого церковным народом.

На кладбище присутствует вечная жизнь. Это такое место, которое особенно располагает к духовной беседе. Здесь укрепляются семейные узы, восстанавливается связь времен и поколений.

Говоря о семейных чтениях, мы не сказали еще о главном: чтении детям Евангелия. Этот добрый обычай, без которого немыслимо правильное христианское воспитание, существовал всегда и ныне существует во многих православных семьях.

Современные родители чаще всего читают своим детям Евангелие во время их болезни или перед сном, когда детская душа наиболее восприимчива и меньше отвлекается житейскими попечениями. Плотское начало личности в период болезни смиряется, успокаивается; перед сном, когда ребенок уже лежит в постели, дневная суета отступает, и дитя больше нуждается в контакте с мамой или папой.

Опыт показывает, что надо как можно раньше начинать читать с детьми настоящий канонический текст Нового Завета. Об этом пишет в книге "Когда болеют дети" священник Алексий Грачев.

"Иногда, - говорит он, - родители не решаются читать детям "взрослое" Евангелие - читают "Детскую Библию". Уже лет с семи, а то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. Не искусственным питанием его вскармливать, а грудным молоком".

К такому же выводу приходят, на основании собственного опыта, многие православные родители. Мать двоих маленьких мальчиков (А. Соколова, автор педагогических очерков, опубликованных в 1996 г. в журнале "Москва") делится своими наблюдениями. Она была поражена тем огромным впечатлением, которое Слово Божие, подлинное, не адаптированное, производит на ее детей (8 и 5 лет): они воспринимают заповеди Божий при чтении "настоящего" Евангелия "как непосредственный призыв, к ним обращенный".

Эта мать советует всем родителям: "Евангелие (не по переложению) можно читать выборочно ребенку лет с четырех. При хорошем знании Нового Завета нетрудно выбрать небольшой отрывок, предварив им наступление какого-либо праздника. Чтение это чрезвычайно важно, поскольку так начинается христианская жизнь, неразлучная с Великой книгой" .

Психологи говорят, что время перед сном, когда ребенок уже лежит в постели, - наиболее благоприятно и для доверительных бесед. Некоторые родители после короткого чтения любят беседовать с детьми; замечено, например, что маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы по прочитанному, сопоставляя только что услышанное с собственной жизнью.