Рисунок в живописи

Утверждение: «рисунок — основа живописи», которое приводится во многих пособиях для начинающих художников, имеет глубокий смысл. Но многие из читателей понимают его превратно. Думают (и делают) так: вот нарисую контуры поточнее, а потом останется только аккуратно закрасить внутри силуэтов, и будет хорошо. И не сразу многие из них поймут, что в этом причина полнейшей неудачи в живописи. Рисунок не должен превращаться в подобие выкроек для раскраски. Важнее точных контуров развитое чувство формы и умение выразить ее пластические качества цветом. Когда живописец обладает этими способностями, то говорят, что у него «рисунок на кончике кисти».

В подлинной живописи цвет гармонирует с формой, обогащает ее. Известный советский художник А. Дейнека говорил: «Живописец должен в совершенстве владеть рисунком. Ведь недостатки в знании рисунка всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это в свою очередь приводит к крайне неряшливой и небрежно исполненной живописи».

К сожалению, как раз этого (то есть внутренней связи рисунка в живописи) часто недопонимают начинающие художники.

Велика сила влечения к цвету, особенно в народном творчестве. Неукротимо желание поскорее выразить все богатство своих впечатлений красками! Но ведь именно рисунок поможет найти настоящее место каждого цветового пятна, определить меру его светосилы и пропорций, выявить цветом форму.

«Рисовать — не значит просто воспроизводить контуры: рисунок не состоит из одних только очертаний». Энгр

«Рисунок — в тесном смысле — черта, линия, внешний абрис; в настоящем смысле это есть не только граница, но и мера скульптурной лепки формы, которая отвечает действительности». Крамской