Клименецкий монастырь

И.И.Набокова

КЛИМЕНЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ КИЖСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА.

Свято-Троицкий Клименецкий мужской монастырь был основан в первой четверти 16 века на южном побережье Большого Клименецкого острова в озере Онеге.. К этому времени монастыри составляли разветвленную сеть, охватывавшую важнейшие хозяйственные зоны северных земель, водные и сухопутные коммуникации, административные центры. С течением времени, обрастая хозяйством, землей, промысловыми угодьями, монастырские обители становились экономически устойчивыми. Получая основательную государственную поддержку, они имели большие возможности для углубления христианизации в освоенных землях. Клименецкий монастырь появился в кижских землях как форпост православия, в период значительных территориальных угроз со стороны Швеции. Христианизация населения Русской Церковью дополнительно закрепляло принадлежность этих мест к Московскому государству. Кроме того, монастырь был основан вследствие большой заинтересованности в новых землях Новгородской епископской кафедры, делившей Северные земли с Псковской епархией. Место расположения монастыря было выбрано тщательно и позволяло контролировать торговый путь через Повенец к Белому морю.

В большинстве случаев, начиная свою судьбу одинокой монастырской кельей, монастыри быстро разрастались и, набирая силы, становились сложным многофункциональным объединением. Русский историк и публицист М. М. Богословский, рассматривая вопрос взаимодействия монастыря и общества на Русском Севере, отмечал, что «по своим задачам северный монастырь имел гораздо более мирской, житейский характер, чем чисто религиозный».003 Как заведение общественного призрения, он давал приют пострадавшим от войн, беженцам, убогим, старикам. Имея «больничные кельи», оказывал окружающему населению некоторую медицинскую помощь. Северный монастырь был источником нравственного влияния на общество. Тем, кто отрекался навсегда от мира, он становился местом спасения, для мирянина — местом нравственного отдыха и духовного просвещения. Кроме того, монастырь играл роль страхового учреждения. Принимая вклады «на пострижение», на помин души, он обеспечивал вкладчику достойную старость в стенах обители (соразмерно вкладу), и вечную память после кончины. Выдавая просителям под залог земель денежные ссуды, монастырь выступал и в роли кредитного учреждения.

Взаимоотношения крестьянской общины и монастыря — вопрос сложный и неоднозначный. С одной стороны, выстраивались отношения между мирским обществом и монастырем — собственниками с пересекающимися земельными и имущественными интересами. С другой стороны, строились отношения между крестьянами как носителями православных этико-религиозных норм, прихожанами церквей, паломниками и монашеской обителью, местом, где жили «молитвенники за грехи мира», учреждением, обладавшим могущественными средствами для спасения души человека, местной святыней. Это противостояние и тесное сосуществование продолжалось на протяжении 16-20 веков и в жизни Клименецкого монастыря.

В первую очередь, для верующего человека монастырь являлся особым духовным институтом Церкви, призванным давать миру пример единения, любви и братства. Для тех, кто уходил в его сень от мира, он становился средством спасения душ; для общества – местом, где жили «молитвенники за грехи мира».

Духовное предназначение монастыря сказывалось и на его внешнем облике. Это был особым образом организованный комплекс культовых, жилых и хозяйственных построек, как правило, обнесенных стеной.004 В первые годы существования Клименецкой обители в ней находилось два храма, построенные в честь живоначальной Троицы005 и Святителя Николая. В конце 17 века строится церковь в честь Сретения Господня006 . Но в августе 1709 года от удара молнии храмы «сгорели без остатка». Новую церковь во славу Живоначальной Троицы освятили 23 сентября 1712 года. В 1719 году была возведена церковь во имя Сретения Господня. Строительство каменной церкви в честь Святых и Праведных Елизаветы и Захария завершилось в 1757 году.007

Число братии Клименецкого монастыря менялось в зависимости от благосостояния обители, церковной политики, внутри и внешнеполитической обстановки. Как можно было предположить, первоначально братия пополнялась за счет жителей окрестных деревень и часто не только из числа ищущих уединения от мира. В 17 веке среди начальственных лиц монастыря были и такие, кто происходил из Сенногубских крестьян и имел вблизи множество родственников. В 60-е годы 17 века в монастыре проживал келарь Иаков, который «имел в Сенногубской волости и сестру, и детей, и братьев, и род, и племя»008. Е. В. Барсов упоминал имена монастырских служителей «Сенногубской волости пономаря Жданка Субботина, старца Феодосия Чучи, старца Заклея с соседы», которые в 1665 году, постригшись, «жили в мире у своих сородичей и владели монастырскими угодьями».009 Подобный шаг для них был выгоден, так как монастырские земли считались на тот момент нетяглыми и, не требуя налога, приносили доход пользователю. Позже ситуация изменяется и к 19 – началу 20 века в числе братии нет ни одного выходца из Кижских деревень, за исключением богорадников010.

С начала 16 века, с момента основания, Клименецкий монастырь оказался в центре спора с местным кижским и сенногубским крестьянством за право владения некоторыми пахотными землями и рыболовными тонями. Несмотря на тяжбу, продолжавшуюся более трех столетий, Клименецкая обитель почиталась местными жителями как православная святыня. Судя по отчетам священников 19 века, многие из прихожан, по заведенному исстари обыкновению, ежегодно весной отправлялись в паломнические путешествия в монастыри. Большинство посещало Соловецкий, некоторые Палеостровский, немногие Клименецкий, Ошевенский и Киевскую лавру011. «В дни злоключений, сибирской язвы, во время повальных болезней, засухи или безведрия» прихожане обращались с прошениями к Богу. Кроме молебнов и обетов, распространенным способом борьбы с напастью были общинные крестные ходы. Так, в 1862 году 4-5 сентября состоялся крестный ход, опоясавший южную часть о. Клименецкий. Он прошел от церквей Сенногубского прихода до Клименецкого монастыря и закончился в дер. Конда освящением церкви. По замечанию благочинного, многие прихожане участвовали в этом торжестве все 25 верст.012 В Клименицах регулярно служились молебны для отправлявшихся на Соловки паломников. Крестьяне, собиравшиеся на рыбные ловли, заказывали молебны на изобилие улова013 .

Паломнические сборы, подаяния и вклады на поминовение всегда оставались важной статьей дохода Клименецкого монастыря. Со времен основания обители до 17 века число вкладчиков составило 654 человека. Не смотря на вековую тяжбу, большая часть средств последовала от жителей соседних деревень. Из Сенной Губы 250 вкладчиков, из деревни Конда – 55, из Кижей – 107 (!). Значительным вкладом считались два колокола, находившиеся в монастыре до конца 19 века. Они были пожертвованы, по монастырскому преданию, «дворцовым крестьянином Захарием Кирилловым сыном Игумновым». Один — в 1 пуд 30 фунтов с надписью: «Deo gloria in excelsis, anno 1643», другой – в 25 пудов 20 фунтов, с надписью «ЗPNГ» (1645)».014

Для местного населения Клименецкий монастырь выступал в роли культурного и образовательного центра. Есть косвенное свидетельство, что в середине 17 века в нем находилась переплетная мастерская. В 1667 году в описи имущества инока Иоасафа упоминаются: «книги печатные и письменные,… золото и серебро плавленое на сусальное дело, да два зобья со снастями, книжные переплетные снасти, тиски и обрезы, и колки, и середники»015 . Не известно, существовала ли мастерская раньше, но ее появление в разгар реформ патриарха Никона можно объяснить потребностью епархии в новых богослужебных книгах. Особенно это касалось заонежских земель, где прочно закрепился раскол.016

До начала 20 века монастырь владел хорошей библиотекой, подписывался на периодические издания, покупал учебную литературу. В 60-х годах 19 века в обители находились 16 рукописных богослужебных книг «Минеи месячные», подаренные ему еще при основании в 1522 году. Часто библиотека пополнялась за счет вкладов духовных лиц. В 1862 году 22 многотомных духовных служебных издания были переданы от строителя иеромонаха Ираклия017 . Часть книг приобреталась на собственные средства. В 1902 году в монастырь были доставлены девять книг. Среди них находились «Прописи» Гербача, «История христианской православной церкви» Рудакова, «Церковный устав» Никольского, «История государства Российского» Карамзина, «Греческая грамматика», «Слова» и «Речи» священнослужителей.018

В 19 веке монастырь выполнял некоторые просветительские функции. Многие крестьянские семьи нередко направляли сюда мальчиков-подростков на 2-3 года. В Клименицы они поступали в качестве богорадников. Обучались чтению, письму и церковному пению и выполняли нетяжелую хозяйственную работу. Стараниями управляющего монастыря отца Варнаввы в 1903(?) году в обители был отстроен двухэтажный дом на 10 комнат, где открылась церковно-приходская уездная школа.019 Как долго она просуществовала, много ли было учеников, сведений нет. Известно лишь, что попечителями ее стали княжна Мария Николаевна Шаховская и графиня Евгения Георгиевна Менгден.020 В том же году изъявил желание принять под свое покровительство эту школу Великий Князь Константин Константинович.021 Преподавали в Клименецкой школе законоучитель Иоанн Певин и учитель Александр Александрович Пятницкий.022 Кроме того, монастырь ежегодно вносил деньги на счет Епархиального женского и православного духовного училища.

Интересен вопрос о взаимоотношениях монастыря и белого духовенства. Священники, служащие в приходах, являлись частью церковной общины. На правах духовных пастырей они тесно общались с населением, проводя катехизацию, проповедуя христианское нравственное учение, религиозные нормы и догматы. В то же время они выступали и как собственники, владели земельными наделами, вели обычное сельское хозяйство, но в подушном окладе не находились.

Клименецкий монастырь на протяжении трехсот лет своего существования постоянно пребывал в тесном контакте с местным белым священством. В братию монастыря входили проштрафившиеся,023 вдовые служители церкви, отпрыски священнических семей, ожидавшие места. Монастырь регулярно получал денежные вклады от клира Сенногубских и Кижских церквей. Еще в 17 веке как вкладчик упоминается великогубский белый священник Илья Архипов (1645 г.)024 . С 1772 года по 30-е годы 19 века упраздненный Клименецкий монастырь находился в ведении священников Сенногубского прихода. По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 год025 в монастыре проживали: Иоанн Леонтьев (был переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из праздноживущих; был сыном клименецкого пономаря Ивана Федорова) и заштатный пономарь Дмитрий Иванов (сын сенногубского священника Федора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою». В первой четверти 19 века монастырь стал для молодого поколения заонежских священников местом ожидания вакансии в родном или соседнем приходе. Преемственность, существовавшая в духовном сословии, была закреплена законодательством 18 века. При подушном обложении выбор священников из податных групп населения становился невыгодным, так как грозил потерей полноценного плательщика. Кроме того, община лишалась земельного надела.026 Молодой человек духовного звания вставал перед выбором, либо уходить в другое сословие, либо ждать места, поскольку количество приходской церковной земли было ограничено и не могло прокормить большую семью. Бывали случаи и иного решения проблемы. В прошении студента богословия Ивана Лукьянова от 1819 года содержалась просьба о перемещении престарелого отца в Клименецкий монастырь, а его – на священническое отцовское место027 . При поступлении на вакантное место в приход претендент должен был получить от членов церковной общины особое «Одобрение». Обычно в нем говорилось, что это «есть человек добрый, не пьяница, в домостроительстве своем не ленивый, не клеветник, не бийца (убийцаИ. Н.), в воровстве и обманах не изобличенный, добронравен и поведения честного, и потому мы его желаем иметь при нашем приходе».028 В некоторых случаях претендентам, чтобы добиться места, приходилось идти на жертвы. Так, Иван Федулов, священник упраздненного Клименецкого монастыря, в 1815 году при переходе в Кижский приход обязывался ежегодно отдавать шестую часть пашенной земли на пропитание осиротевшим дочерям местного священника.029

В годы своего существования Клименецкий монастырь не раз выступал в роли странноприимного заведения, места общественного призрения, был инициатором благотворительных акций030 , участвовал в сборах добровольных пожертвований в пользу нуждающихся031 .

На протяжении четырех веков Клименецкий монастырь оставался источником значительного нравственного влияния на окружающее его общество. По мнению некоторых исследователей, именно традиционная монастырская община стала прообразом церковной общины, а в дальнейшем — церковного прихода Русского Севера. Религиозное сознание кижского крестьянства, его нравственные интересы не могли быть разрушены имущественными интересами общины, подчас вступавшей в конфликт с монастырем

Сноски


001 "Клименецким" монастырь стал именоваться в 1-й половине 20 в. Писцовая книга Андрея Плещеева (1532-1583гг.) называет его "монастырь Клименской на Климецком острову среди Онега озера в Ужном наволоке". (История Карелии 16-17 веков в документах. Петрозаводск -Йоенсуу, 1993. - С. 163.) В Дозорной книге М.Д. Лыкова 1620 года (Центральный государственный архив древних актов (далее - ЦГАДА). Ф. 1209, eд.xр. 976, л. 166 об.) он упоминается как "Мн"стр"ъ Климецкой на Климецко" острову среди Онега озера в Ужно" наволоке...". В дальнейшем документы в.п. 17 века повсеместно именуют его "Климецким", ("Карелия в 17 веке: Сборник документов". // Петрозаводск, 1948). В 19 веке в документах появляется вариативность:"Климецкой" (1835 г. Национальный архив Республики Карелия (далее НА РК).Ф. 25,опись 15, ед.хр. 16/367. - С. 47.), "Климецкий" (1879 г., НА РК ,Ф. 25, опись 1, ед.хр. 59/14. - С. 35); "Клименский" ("Сказание о жизни преподобного..." Санкт-Петербург, 1885), "Клименицкий" (1892 г., НА РК, Ф. 14, опись 1, ед. хр. 9/2. - С. 1). В начале 20 века в исходящих из монастыря документах все чаще встречается название монастыря "Клименецкий" (1905 г. НА РК, Ф. 25, опись 2, ед.хр.31. - С. 1)

002 НА РК, ф. 25, оп.1, ед.хр.79/38. Л. 23.

003 Богословский М..М. Земское самоуправление на Русском Севере в 17 веке. М.1909. T.I. С. 81.

004 Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Вологда. 1992.С. 50.

005 По сведениям иеромонаха Клименецкого монастыря Феофила, "Троицкая [церковь( вывезена была из упраздненного старого монастыря и поставлена ... над могилою преподобного Ионы ок.1750 года." Автор сомневается в точности даты. Часовня на месте захоронения была сломана за ветхостью в 1675 году . (Барсов Е.В. Олонецкий монастырь Клименцы с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами. М., 1871. С. 12). Возможно, в текст вкралась опечатка.

006 Барсов Е.В. Указ. соч. С. 70.

007 За исключением последней, все церкви погибли в пожаре 1902 года.

008 Барсов Е.В. Указ. соч. С. 43.

009 Там же. С. 40.

010 Богорадник - низший чин послушников.

011 НА РК. Ф. 25, о. 20, ед.хр. 39/444. С. 12.В

012 Там же. Оп. 3, ех 11/175. С. 38. Скорее всего, эта акция была единичной и связывалась с опасностью распространения эпидемии сибирской язвы.

013 Олонецкие губернские ведомости, 1888, № 63. С. 539.

014 Барсов Е.В. Указ. соч. С. 17, 52.

015 Там же. С. 42.

016 В 1667 году по решению Церковного собора духовенство обязывалось служить по новоисправленным книгам. (Русской православие. Вехи истории. М.,1983. С. 214.).

017 НА РК. Ф. 25. Оп. 15, ех 75/1581. С. 4.

018 Там же. Оп. 1, ех 83/5. С. 19.

019 Там же. Ед.хр. 85/22. С. 53.

020 Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С. 124.

021 НА РК. Ф. 177, оп. 1, ех 114. С. 46.

022 Памятная книжка Олонецкой губернии на 1903 год. Петрозаводск, 1903. С. 124.

023 В 1815 году в Клименецком монастыре находился 6 месяцев "под началом" священник Симеон Степанов за венчание малолетнего брака. (НА РК. Ф.25, оп. 16, ех 24/5. С. 10.).

024 Барсов Е.В.Указ. соч. С. 16.

025 НА РК. Ф. 25, оп. 15, ех 97/279. С. 27.

026 Камкин А.В. Указ. соч. С. 141.

027 НА РК. Ф. 25, оп. 16, ех 28/85.

028 Там же. Ед.хр. 24/5. С. 2.

029 Там же. С. 14.

030 Идея строительства тележной дороги от Сенногубского прихода в монастырь для удобства богомольцев была поддержана крестьянами Сенногубского мирского общества. Но строительство, начавшееся в 1892 году, так и не было завершено (НА РК ,Ф. 14, оп. 1, ех 39/2).

031 В к.19-н.20 века монастырь участвовал в сборах: " В пользу Красного креста и семейств , пострадавших от войны" (1914 год), "В Общегородской союз помощи больным и раненым воинам", "На нужды Христолюбивого Российского воинства"(1914 год), "На распространение христианства между язычниками Империи"(1902 год)," В пользу православных в Иерусалиме и Новой Земле"(1903 год), " В пользу страдающих македонских славян"(1903 год), "В пользу раненых и больных на Дальнем Востоке".