Преображенская церковь

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ
(ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ РЕСТАВРАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ)

В.А.Гущина (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Петрозаводск)

В настоящее время Преображенская церковь представляет ценнейший исторический источник, сохранивший следы многочисленных ремонтов и «благолепных поновлений» на протяжении почти 300-летнего существования.

В связи с наступлением времени проведения реставрации, необходимо заранее предусмотреть возникновение, по всей вероятности, непредвиденных ситуаций; вполне допустимых при выполнении столь масштабных работ.

В результате предполагаемой полной переборке сруба методом лифтинга, предусматривающего извлечение деревянных элементов путем последовательного, поэтапного подъема семи ярусов церкви при помощи специальных технических домкратов, вполне естественна замена исторической, «родной», древесины новыми бревнами, что повлечет за собой исчезновение следов времени навсегда.

До наступления реставрационных работ необходимо произвести тотальное архитектурно – археологическое и конструктивное исследование объекта в том числе:

Разрешить проблему существования боковых пролетов крыльца (южного и северного). О наличии южного пролета свидетельствует дверь, ведущая в настоящее время «в никуда». Неясным является также и замурованное бревнами «окно» (или дверь?) в северном прирубе. Данный вопрос требует разрешения в связи с тем, что в Проекте архитектурной реставрации церкви, разработанном в 1980 году Зайцевым Б.П. (Москва. «Спецпроектреставрация»), крыльцо предполагалось сделать с двумя боковыми пролетами.

Исследователи разных лет неслучайно акцентировали свое внимание на образе парадного крыльца, торжественного входа в главную церковь погоста, усложняя его конструктивный и декоративный вид.

Наличие крытого перехода, так называемого «церковного моста», из Преображенской церкви в колокольню (предшественницу настоящей), который существовал со времени постройки церкви (1714 г.) до возведения новой колокольни (1862 г.), т.е. на протяжении 150 лет. Выход из церковной трапезной в колокольню по «церковному мосту» был устроен через дверь, которая в настоящее время ведет «в никуда». Именно этим и объясняется ее наличие на стене южного прируба, зафиксированное также первым графическим изображением Кижского погоста Р.Зотова в 1792 году.

Значительно сложнее обстоит дело с выяснением наличия выруба бревен в стене северного прируба, что требует дальнейших архитектурно – конструктивных исследований.

Определить возможность воссоздания бывшей ризницы – кладовой, для хранения церковных ценностей, располагавшейся в северном приделе трапезной. Существование ризницы – кладовой архивными записями отмечается на протяжении почти 250 лет – со времени постройки церкви до ее ликвидации во время реставрации, проведенной в 1949-1959 годы.

Желательно выявить первоначальную форму оконных наличников, позднее расширенных в проемах и сделанных накладными («на городской фасон»), вместо косящатых, как прежде.

Провести анализ состояния отдельных бревенчатых конструкций после проведения химической пропитки, зафиксированной Актами на протяжении 8 лет (с 1984 по 1992 годы), с целью сравнения состояния этих, подвергнутых обработке элементов, с необработанной химией древесиной.

Площадь химической пропитки довольно значительна и может дать существенные результаты по химической защите древесины (положительные или отрицательные) за период более 20 лет с момента ее проведения. Недопустимо подвергнуть уничтожению такой ценный, с научной точки зрения, «испытательный полигон», не сделав при этом анализ воздействия химикатов на историческую древесину Преображенской церкви.

Следует принять во внимание возможность восстановления кровельного декора, предусмотренного Проектом реставрации, разработанным в 1949 году архитектором А.В.Ополовниковым. Согласно проекту предполагалось декорировать контуры бочек шеломами и причелинами с кистями.

Предусмотреть проведение инвентаризации демонтированных конструкций Преображенской церкви, складированных в связи с подготовкой предполагавшейся реставрации, в складские помещения: первоначальный, «черный» пол; клиросы, конструкции кровли и др. элементы. Данные конструкции хранятся в неприспособленных помещениях на протяжении 25 лет (с 1980 года).

Предусмотреть создание специальной опытной лаборатории с целью сохранения древнейших традиций в качестве «эталонов» плотницкого мастерства. Это необходимо для обучения современных плотников-реставраторов традиционным приемам: рубка углов «в чашу», «в обло», «в лапу»; сплотки бревен в срубе с помощью «потайного зуба»; представить бревна со следами на торцах зарубок от топора; затеску стен топором, следы которого четко читаются в обработке внутренних стен; сохранить тесовую обшивку с сохранившейся окраской белилами, а также фрагменты железной обшивки куполов с кованными гвоздями и старый лемех со следами его крепления…

Необходимо зафиксировать точные места расположения первоначального, тяблового, иконостаса по сохранившимся отдельным фрагментам.

Неотложной реставрации потребуют демонтированные расписные «тябла» потолочного свода — «неба». Возможно, также обсуждение проблемы по воссозданию его иконописного убранства, безвозвратно утраченного в годы войны, по сохранившимся архивным фотофиксациям.

Наступает время воссоздания по фотографиям также несохранившихся: паникадила на 32 свечи, уникального резного средника к иконе «Троица ветхозаветная с хождением»; восстановление резного ажурного запрестольного креста (по сохранившемуся фрагменту и фотографии).

Необходимо предусмотреть и определить первоочередность реставрации 15 икон, ранее принадлежавших Преображенской церкви, а в настоящее время находящихся в фондах Музея изобразительных искусств РК.

Желательно, после проведения капитально проведенной реставрации, чтобы эти иконы вновь заняли свое первоначальное место в церковном интерьере на взаимоприемлемых условиях сотрудничества между двумя музеями Карелии музеем-заповедником «Кижи» и Музеем изобразительных искусств РК.

К 300-летнему юбилею Преображенская церковь должна вновь обрести свое былое великолепие и силу воздействия на чувства людей.