Фрески в древности

Раньше расписывали храм в летний период, с мая по сентябрь. Начинали роспись с верхних частей здания и алтарей. Мастера наносили на стену грунт участком такого размера, который они должны были покрыть живописью в течение дня, пока грунт сырой. Обычно это была одна композиция, чтобы дневной шов - место примыкания следующего участка грунта - пришелся на декоративную рамку, обрамляющую живописную сцену. Обычно это была площадь 6-9 кв.м.

Художники наносили грунт, заглаживали его поверхность, размечали вертикальные и горизонтальные линии, уточняя место изображения на стене. Затем делался предварительный эскиз всей композиции, который выполнялся жидкой краской (желтой, красной, коричневой или черной). Иногда основные линии эскиза усиливали графьей.

Затем мастера покрывали нимб и всю голову святого охрой и поверх нее накладывали серовато-зеленый тон. По нему в два приема писали более светлые выпуклые части: сначала светло-желтой краской, затем известковали белилами.

Рисунок личного выполнялся сначала красно-коричневой краской (обводка глаз, носа, бровей), потом темно-зеленой, почти черной. Аналогично писались и одежды: по основному тону (зеленому, розовому, синему) прокладывались широкие полосы пробелов. Тени выполнялись красной краской. Если возникала необходимость, художник прописывал детали и поверх высохшей штукатурки.

Справа - Храмовая фреска XIV в. Псков. Храмовая фреска из "Довмонтова города" XIV в. Россия, Псков.