admin

В рамках проекта "Выставка одной картины".

Коровы на водопое. Английский художник XIX века

  • c 16 января по 22 февраля 2013 года
  • Саратовская область

С 16 января по 22 февраля 2013 года в рамках проекта "Выставка одной картины" Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в залах исторического здания демонстрирует картину английского художника последней четверти XIX века. "Коровы на водопое".

Музейный проект "Выставка одной картины", открывшийся в 2012 году, в течение всего времени пользовался огромной популярностью среди посетителей. Поэтому проект продолжает свою работу и в 2013 году, что даёт уникальную возможность познакомиться с произведениями искусства, десятилетиями не покидавшими запасник.

"Коровы на водопое" – очень популярный жанровый мотив в европейской живописи XVII-XIX веков. Впервые к нему обратились голландцы XVII столетия, вслед за ними – художники других стран. Мастера каждой из национальных школ воплощали эту тему по-своему. Картина из собрания Радищевского музея написана английским художником первой половины XIX века.

Основы английского национального пейзажа складываются в конце XVIII - начале XIX веков. Большое значение для его формирования имели особенности английской природы с ее влажным серебристым воздухом, а также черты национального характера – сдержанность, благородство, строгий вкус, особое трепетное отношение к природе. Английские пейзажисты находят красоту и удивительное благородство в обычных, на первый взгляд ничем не примечательных видах.

Ландшафт вызывает ассоциации с английским нерегулярным парком - с его чистыми, омытыми росой и покрытыми сочной травой лужайками, с аллеями, где так приятно совершать прогулки, с влажным воздухом, покрывающим все тающей полупрозрачной дымкой. Здесь много света и много воды. Спокойная, чистая гладь озера или реки, отражающиеся в ней серебристое небо со светлыми облака, купы деревьев, омытые водой валуны, пришедшие на водопой коровы, беседующие поселяне - все дышит удивительной тишиной и безмятежностью.

Английские пейзажисты любили работать в технике акварели. Акварельная прозраность и светоносность цвета как нельзя лучше соответствовала живописным задачам, кото-рые решали художники при изображении природы. Работая маслом, они стремились добиться акварельной мягкости, плавности, воздушности светотеневых переходов, передать сложность и богатство цветных полутонов. Характерным примером такой живописи является картина из собрания Радищевского музея.

До поступления в музей картина "Коровы на водопое" находилась в собрании саратовских купцов Кокуевых. Самым известным членом этой семьи был Павел Иванович Кокуев (1820-1884). Купец 1-й гильдии, советник коммерции, владелец пароходов, Саратовский городской голова (1870), проявляющий заботу о благоустройстве города. Николай Павлович (1854–1913/14) продолжал многие начинания отца. Входил в "Общество любителей изящных искусств", созданном при Радищевском музее. Из документов следует, что предметы из собрания Кокуевых были реквизированы у Марии Ивановны Кокуевой, жены Николая Павловича.

Начал собирать произведения искусства, видимо, Павел Иванович, а Николай Павлович унаследовал и пополнил его коллекцию. Из собрания Кокуевых поступили шесть живописных произведений - четыре европейских пейзажа, портрет Петра I кисти русского художника XVIII в., волжский пейзаж с изображением дома Кокуевых, несколько оригинальных рисунков, а также значительное количество предметов прикладного искусства и мелкой пластики.

Все предметы, поступившие в Радищевский музей, указывают, скорее, на декоративный, "интерьерный" характер коллекции. Произведения искусства приобретались Кокуевыми как часть повседневного быта. Замечательно то, что среди "кокуевских" вещей, как живописных, так и графических, нет ни одной работы копийного характера - обычного явления для большинства коллекций того времени. Кокуевы не гнались за именами, не старались за огромные деньги приобрести работы "старой" школы, а они руководствовались своим личным вкусом и разумным соответствием цены и качества.

Кокуевское собрание является показателем того, что не только в столице, но и в провинции во второй половине – конце XIX столетия образуется новый слой русского общества – интересующееся художествами, "просвещенное" купечество.

Татьяна Савицкая, заведующая отделом западноевропейского искусства Радищевского музея.

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Адрес:

Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75

Проезд:

Тролл. 1, 2, 3, 5, 9, авт. 11, 12, 33, 284 (а, б, к) до остановки "Улица А.Н. Радищева"

Телефоны:

(8452) 26-16-06, (8452) 26-12-09

URL:

library.ssu.runnet.ru/rad/index.html

EMail:

radmuseumart@radmuseumart.ru