Лицевые подлинники

Икона, в отличие от реалистичной картины, написана языком символов. В этом нет никакой мистики, просто духовный мир невозможно изобразить, в отличие от мира физического. Стоит заметить, что созерцание духовного мира не является чем то похожим на сон, или видение. Различные видения и множество снов являются обычно плодом нашего воображения приправленного бесовским внушением.

Мир духовный неописуем и непостижим. У Апостола Павла читаем: "И знаю о таком человеке (только не знаю -в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать." (2 Кор. 12. 3-4). Именно поэтому создание новых иконографических типов для нас задача невыполнимая. Именно поэтому современные иконописцы должны копировать древние иконы, иконы созданные великими подвижниками благочестия, проводившими многие часы в молитве и посте, прославившиеся многими чудотворениями. Древние иконописцы, многие из которых были монашествующими, пребывая в трудах и подвигах, достигли совершенства и святости, поэтому и иконы написанные ими есть плод духовный. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." (Ин. 3. 6).
Все это должен помнить нынешний иконописец и приступая к работе над иконой, еще раз осознать свою немощь и просить Господа в молитве, управить нами в ремесле нашем, чтобы не погрешить нам и надеяться только на Господа как и сказано: " Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения." (Пс 145. 3).


Написанию иконы предшествует нанесение прориси. Прорись это линейный рисунок представляющий собой контур изображения наносимого на доску. Прежде чем приступить к подробному описанию снятия и нанесения прориси необходимо рассмотреть источники из которых берется изображение.


С древних времен существовали собрания прорисей, так называемые Лицевые подлинники. Данные собрания имеют различные названия Подлинник, Образчик, Персональник. Наиболее часто употребляется термин Подлинник. Известны Большаковский, Строгановский, Гурьяновский, Византийский, Киево-Печерский и другие. Подлинники появились достаточно давно. Например Византийский упоминается с 10 века и был составлен около 980 года. На Руси подлинники появились вместе с принятием христианства и появлением икон, но сугубо Русские подлинники появились несколько позже. Например Строгановский относится к концу 16 века.


Подлинники в основном приводят линейные рисунки с характерными особенностями ликов святых. Однако не все подлинники дают точные изображения, некоторые приводят только схематичные, нуждающиеся в тщательной проработке. К таким относится Строгановский, дающий схематическое изображение с надписями в верхней части, причем данные надписи весьма неудобочитаемы. Большаковский является списком со Строгановского и обладает некоторыми преимуществами. Хотя его изображения еще более схематичны, но в его первой половине даны описания каждого святого.

Подлинник Сийского монастыря дает переводы с икон разного времени. Таким же является и Гурьяновский подлинник. Ранний Киево-Печерский подлинник представляет собой подобие Византийского и относится примерно к 12 веку. Более поздний относится к периоду после монголо-татарского нашествия. Данный подлинник уже более относится к подлинникам древнерусского стиля, так как во время монголо-татарского нашествия культурные отношения с Византией прервались в связи с чем традиционные схемы пополнились сугубо местными элементами.


Первый русский Подлинник состоял из 3х частей. В первой были изображения, во второй правила иконописания и в третьей правила стенописи. Со временем с канонизацией новых святых Подлинник пополнялся, поэтому в некоторых из списков Подлинника могут быть расхождения в численности святых. Помимо подлинников с изображениями существуют подлинники содержащие только описания святых. К таким относится Фартусовский Подлинник.


Этот Подлинник содержит приложение в котором имеются изображения облачений и основную часть содержащую описания святых. Данный Подлинник имеет одно преимущество по сравнению с другими, так как практически каждое описание содержит один, или несколько текстов которые пишутся на свитке который обычно изображается в руке святого. Однако не всегда имеются указания откуда данный текст взят.