История иконописи

Создание первых икон предание относит нас к апостольским временам. Первые иконы связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые фаюмские портреты).

Трулльский (или Пято-Шестой) Собор запрещает символические изображения Спасителя, предписывая изображать Его только по человеческому естеству.

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

  • Выставка "Икона. Традиция. Время"

    Выставка икон школы иконологии и иконографии "Просопон" - "Икона. Традиция. Время". 

    Проект "Икона. Традиция. Время" - явление взаимного методологического интереса двух художественных направлений, начавшееся в 2010 году выставкой икон Школы "Просопон" в Школе Акварели Сергея Андрияки. Новая экспозиция представляет стилистически разнообразные, но объединенные общим методом исполнения работы последних лет.

  • Русская иконопись. Сюжеты и шедевры

    Очень дорогое подарочное издание книги, в суперобложке и подарочном футляре; с шёлковым ляссе (лентой-закладкой. Книга выполнена в эксклюзивном красочном оформлении, очень богато иллюстрирована.

    Эта книга будет прекрасным, запоминающимся подарком.
    Каталог: 7
  • Великие святые, дополнительный 41-ый том

    Заканчивая нашу 40-томную серию Великие святые, мы предлагаем вниманию читателя еще один том, дополнительный. Этот справочный том поможет читателю, не знакомому глубоко с церковной жизнью, разобраться в основных принципах построения календарного года в Православной Церкви, узнать, какие есть в Православии праздники и посты, понять, что такое Пасхалия и для чего она нужна.

  • Выставка "Русская литая икона"

    Государственный музей художественной культуры Новгородской земли совместно с группой компаний ГАМАС и Фондом Культурная адаптация представляют выставку Русская литая икона. Экспозиция познакомит зрителя с иконами из частного собрания, созданными русскими мастерами в XVIII – XIX вв.

    Основными видами продукции литейных мастеров, кроме крестов, были иконы и складни с праздниками и избранными святыми. Иконографический состав изображений на различных меднолитых иконах свидетельствует о преимущественном почитании святых, целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси. Меднолитые иконы изготовляли односторонними, двусторонними и двустворчатыми. Среди складней, существовавших на Руси, выделяют три основных типа: нательные, нагрудные и киотные.

  • Духовное воспитание молодёжи

    Н.В.Воронина (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Петрозаводск)

    В настоящее время наиболее актуальной является задача воспитания у подрастающего поколения системы общечеловеческих ценностей. Музей – заповедник «Кижи» проводит в этом направлении большую работу.

    Республиканский детский музейный центр (РДМЦ), действующий в структуре музея-заповедника «Кижи» с 1994 года ставит перед собой цель «образования культурой» на основе приобщения детей к историческим корням, к опыту народной культуры через «погружение» в определённую историко-культурную среду и её актуализацию. В деятельности РДМЦ особое место занимают музейно-образовательные программы, которые обеспечивают системный подход к изучению историко-культурного наследия Карелии. 

  • Покровская церковь Вытегорского погоста

    В.А.Гущина

    В результате архивных изысканий, касающихся формирования и развития двух архитектурных комплексов, созданных на основе многоглавых церквей: 18-ти главой церкви Покрова Богородицы в селе Анхимово (1708г.) и 22-х главой церкви Преображения Господня на острове Кижи (1714 г.), прослеживается их определенная взаимозависимость.

    Известно, что Вытегорский Покровский погост и Спасский погост в Кижах впервые упоминаются в древнейшей Писцовой книге по Обонежской пятине писца Юрия Сабурова, составленной в 1496 году. В Писцовой книге 1582 – 1583 годов писца Андрея Плещеева также упоминается о двух церквах на Вытегорском погосте – Покровской (летней) церкви и теплой церкви Николы Чудотворца. К сожалению, о типах церквей сведений нет.

  • Преображенская церковь

    В.А.Гущина (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Петрозаводск)

    В настоящее время Преображенская церковь представляет ценнейший исторический источник, сохранивший следы многочисленных ремонтов и «благолепных поновлений» на протяжении почти 300-летнего существования.

    В связи с наступлением времени проведения реставрации, необходимо заранее предусмотреть возникновение, по всей вероятности, непредвиденных ситуаций; вполне допустимых при выполнении столь масштабных работ.

    В результате предполагаемой полной переборке сруба методом лифтинга, предусматривающего извлечение деревянных элементов путем последовательного, поэтапного подъема семи ярусов церкви при помощи специальных технических домкратов, вполне естественна замена исторической, «родной», древесины новыми бревнами, что повлечет за собой исчезновение следов времени навсегда.

  • Церковь и начальная школа

    Н.А.Кукушкина

    Изучение истории общеобразовательной школы в России началось в конце XIX века. Земские либеральные деятели анализировали участие земских организаций в деле совершенствования начального народного образования, деятельность же церкви в развитии системы школ рассматривалась ими как консервативная и реакционная, направляемая правительством с целью давления на земство [1]. В литературе по истории народного образования советского периода преобладало негативное отношение к участию церкви в деле просвещения народа [2]. Такой подход привел к отказу исследователей от конкретного изучения школ, создаваемых духовным ведомством. В последнее время, в связи с изменениями, происходящими в обществе, возникает необходимость объективного изучения истории церкви. Появляются работы, признающие положительную роль церковных деятелей в области народного образования. Повышается интерес к истории церковных организаций конкретных регионов, в том числе Олонецкой губернии [3].

  • Клименецкий монастырь

    И.И.Набокова

    Свято-Троицкий Клименецкий мужской монастырь был основан в первой четверти 16 века на южном побережье Большого Клименецкого острова в озере Онеге.. К этому времени монастыри составляли разветвленную сеть, охватывавшую важнейшие хозяйственные зоны северных земель, водные и сухопутные коммуникации, административные центры. С течением времени, обрастая хозяйством, землей, промысловыми угодьями, монастырские обители становились экономически устойчивыми. Получая основательную государственную поддержку, они имели большие возможности для углубления христианизации в освоенных землях. Клименецкий монастырь появился в кижских землях как форпост православия, в период значительных территориальных угроз со стороны Швеции. Христианизация населения Русской Церковью дополнительно закрепляло принадлежность этих мест к Московскому государству. Кроме того, монастырь был основан вследствие большой заинтересованности в новых землях Новгородской епископской кафедры, делившей Северные земли с Псковской епархией. Место расположения монастыря было выбрано тщательно и позволяло контролировать торговый путь через Повенец к Белому морю.

  • Иконостасные мастера 18 - начала 20 века

    Г.И.ФРОЛОВА

    В 18 и, особенно, 19 веке в Обонежских православных храмах почти повсеместно возводятся столярные иконостасы с крашенными каркасами и золоченой резьбой. Они различаются по стилистическим признакам, которые в значительной мере определялись возможностями и вкусами заказчиков, а также профессионализмом иконостасных мастеров [1]. Архивный поиск, предпринятый нами в ЦГА РК выявил интересные материалы по данному вопросу. Большинство сведений относится ко второй половине 19 века, что объясняется составом фондов архива. Между тем, в документах 19 века встретились имена двух мастеров, работавших в 18 веке.

    Наиболее раннее из обнаруженных нами свидетельств относится к 1779 году. В документе довольно подробно описывается четырехярусный иконостас Никольской церкви Сумского прихода, отмечается его резьба и называется мастер — Стефан Петров Скоморохов, сработавший иконостас на церковную сумму в 150 рублей [2].

    Комментарии: 1