Иконы и знаменитые иконописцы

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — это мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Первым русским иконописцем, известным по личному имени, является Алипий Печерский.

Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы Новгородские таблетки, в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

  • Святые иконы. Как правильно просить помощи у святых

    Книга, которая отвечает на один из самых частых вопросов - как правильно обращаться к святым за помощью.

    Когда человек в отчаянии, он перед иконами обращает свои молитвы к святым заступникам. Но не все знают, как просить небесных покровителей. Эта книга расскажет, как и в каких нуждах молиться Иисусу Христу, Богородице, угодникам Божьим.
  • Кто изображен на иконе?

    Необходима помощь в опознании иконы.

    Давно нашла в макулатуре дощечку, поняла что это икона. Многое на ней проявилось со временем, даже появилась надпись.

    Комментарии: 5
  • Иконописец Яна (в крещение Анна) Харитонова

    Иконописец Яна(в крещении Анна) Харитонова пишет по благословлению иконы в каноне натуральными пигментами на липовых досках, покрытых левкасом, защитный слой — олифа. Основы иконописи изучала на курсах по иконописи при иконописной школе ВПДС. Мастер пишет иконы по древней технологии.

    Каталог: 7
  • Иконы по древнему канону

    Древний канон иконописания. Профессиональный мастер-иконописец.

    Мастер-иконописец окончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, занимался реставрацией и изучал различные аспекты древнего искусства – греческого и русского письма. Провел более десяти лет в добровольном отшельничестве в Сибири. Буквально живя в затворе, проходил духовное делание и профессионально изучал утерянные принципы древнего иконописания.

    После чего мастер вернулся в Москву и ныне живет и работает в столице.

    Иконы пишутся по всем правилам и с соблюдением традиционных техник. Применяются только натуральные материалы: деревянные доски, левкас, яичная темпера, олифа. Мастер выполняет копии древних икон и создает собственные образы с учетом принципов и канонов, выработанных веками.

    Комментарии: 1, Каталог: 2
  • Иконы пишет парализованный человек

    С 2002 года я полностью парализован. В замен Господь одарил меня несравнимо большим.

    От юности своей вел я не совсем праведную, точнее сказать совсем неправедную жизнь. Всегда чувствовал присутствие Ангела Божия рядом, который хранил меня от плодов моей жизнедеятельности. 

    С большим восторгом и гордыней я рассказывал близким об этом. Любил  порассуждать  о святом писании, но пускать Господа в свою жизнь и не думал.

    И вот однажды, разбежавшись во всю мощь, я прыгнул с обрыва в воду головой,  как делают многие молодые люди на реке. Ощутив удар о дно, раздался сильный треск в ушах,я подумал: " Надо выплывать, разберусь наверху".

    С 2008 года, у  меня есть любимое дело, которому я посвящаю большую часть жизни и люди, которые поддерживают меня в этом.

  • Современные чудотворные иконы

    А.М. Любомудров

    Любомудров Алексей Маркович - научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), кандидат филологических наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги "Знамения Божии от святых икон."

    Знамения минувших столетий

    Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. 

  • Иконы Божией Матери

    Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

    (Справа - Богородица Умиление).

    Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

  • Иконы Христа Спасителя

    Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

    (Справа - Спаситель).

    Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

    Комментарии: 3
  • Икона Троицы Андрея Рублёва

    Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! Несомненно, "Троица" Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.

    Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о Прообразе Пресвятой и Единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!

    Комментарии: 11
  • Некоторые вопросы об иконах и ответы

    Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

    Здесь можно дать несколько полезных советов.

    Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

    Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.