Роспись стен храма

Изначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи.

Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении Типик советует не оставлять грунт на стене без письма на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой емчуги), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому.

Схожая техника подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

  • Николо-Иорданский храм, восстановление

    Возлюбленные во Христе братья и сестры!

    На Украине в городе Киеве – матери городов Русских восстанавливается Николо-Иорданский храм (один из православных древнейших храмов). Во время безбожия все храмовые строения были разрушены и сейчас отстраиваются заново.

  • Роспись храмов, фрески

    Основное направление деятельности мастерской "Палехская палитра"- реконструкция и воссоздание внутреннего убранства храмов и церквей.

    Наша артель - это содружество художников-иконописцев и резчиков, выполняющих работы по росписи храмов, изготовлению иконостасов, написанию икон . Работы могут быть выполнены в различных иконописных школах.

    Каталог: 5
  • Стенопись собора Рождества Богородицы

    Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре - первая каменная постройка Белозерского края - возведен ростовскими мастерами в 1490 г. на вклад бывшего архиепископа Ростовского Иоасафа Оболенского. Основанием для датировки стали сохранившиеся древние антиминсы собора. Предположение о принадлежности антиминса 1490 г. к каменной постройке подтверждается использованием строителями кладки из «полуплинфового» кирпича в технике верстовой перевязи, появившейся в конце XV в. Изящный храм на высоком подклете, с широкими лестницами с западной и южной сторон завершался тремя рядами закомар с кокошниками. Первый ряд закомар и стены собора украшены рельефными орнаментами. Шлемовидная глава по центру дополнялась маленькой главкой над южным приделом. Трехапсидный алтарь и четыре столба делят пространство четверика храма на нефы, завершающиеся сводами и повышенными подпружными арками. Перестройки XVI-XVIII вв., изменившие внешний вид собора, почти не затронули его интерьер.

  • Фреска

    Фреска(итал. freesco - свежий, сырой) - техника живописи красками (на известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.

    Фресковая живопись в искусстве стенописи применялась в различные эпохи в Египте, Греции, Италии, Византии. Наибольшего развития и совершенства достигла в Италии в эпоху Возрождения. В России образцы древнерусской фресковой живописи относятся к XI-XVII вв. Два памятника фресковой живописи - росписи б. Святогорского монастыря близ Пскова и б. Ферапонтова монастыря около г. Кириллова, выполненные выдающимися русскими мастерами, являются примерами классического периода древнерусской фрески.

    Фресковую роспись наносят на специальную штукатурку, которую выполняют по кирпичным, каменным поверхностям при соблюдении следующих условий:

    Каталог: 15
  • Опыт создания фрески

    Чистая фреска - в основном итальянская. К чистым пигментам добавляется известковая вода, на которой делался левкас.

    Но такие краски практически не продают. Вы сами их делали?

    Да, мы готовили их сами по старинной технологии.

    Брали много интересных пигментов, полудрагоценные, дорогие камни - малахит, лазурит. Геологи привозили нам минералы. Их нужно было предварительно на машинке растолочь, а затем вручную дотереть до порошка пестиком на стекле. Однако надо было знать химический состав пород, потому что, если перетереть, например, малахит, он будет не зеленым, а сероватым. Лазурит нужно брать хорошего сорта, чистой породы, афганский.

    Киноварь, очень вредную ртутную краску, мы старались не употреблять. Для красного сейчас берут химический кадмий красный. Также используется красная земля - порода. Есть такая краска - мумия, бывает краска из растений и даже есть индийская желтая из мочи слонов.

  • Фрески в древности

    Раньше расписывали храм в летний период, с мая по сентябрь. Начинали роспись с верхних частей здания и алтарей. Мастера наносили на стену грунт участком такого размера, который они должны были покрыть живописью в течение дня, пока грунт сырой. Обычно это была одна композиция, чтобы дневной шов - место примыкания следующего участка грунта - пришелся на декоративную рамку, обрамляющую живописную сцену. Обычно это была площадь 6-9 кв.м.

    Художники наносили грунт, заглаживали его поверхность, размечали вертикальные и горизонтальные линии, уточняя место изображения на стене. Затем делался предварительный эскиз всей композиции, который выполнялся жидкой краской (желтой, красной, коричневой или черной). Иногда основные линии эскиза усиливали графьей.