Золочение иконы

На заключительной стадии иконописи следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист.

А́ссист — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда Он изображается во славе. Например, на иконах Воскресения, Вознесения, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.

  • Поталь (где купить)

    Поталь в листах используется для имитации золочения поверхностей - как икон, так и в декорировании.

    Для нанесения потали используется специальный клей-мордан.

    Декорированное поталью изделие следует покрыть абразивостойким лаком.

    К поверхностям, подходящим для нанесения потали, относятся: дерево, стекло, керамика, фарфор, картон, гипс и другие, в том числе и заранее задекорированные предметы.

    Каталог: 3
  • Ассист (инокопь)

    Собственно ассистом называется клеящее вещество, которое накладывается на некоторые детали иконы для их последующего золочения. Такими клеящими веществами являются чесночный сок и сусло, заранее приготовляемые. Но на практике в иконописной технике ассистом называется сама разделка лепным золотом различных узоров. Выполняется ассистка следующим образом. Сохраняемые в баночках сусло или чесночный сок растворяются или пальцем, или кистью, смоченными в воде; этот клей в небольшом количестве переносится на поле тарелочки. Затем хорошо просушенный красочный слой, подлежащий разделке золотом, слегка припорошивается, при помощи комочка ваты, чистым мелом (зубным порошком), излишки его сдуваются.

  • Золочение иконы - из опыта

    Шеллак должен быть довольно жидкий, инначе будут оставться свякие ненужные следы от кисти. Шеллак можно растворять спиртом из щешуек (довольно длительный процесс) или из уже готового растворенного, который продается в виде густой смолы, в растворенном виде он дожжен быть очень жидким и по внешнему виду напоминает крепкий чай.

    Содержимое пузырька с таким «чаем» всегда имеет тенденцию отстаиваться, поэтому перед употреблением обязательно надо взбалтывать. Первые несколько слоев впитываются левкасом как губкой, лишь потом местами появляется глянец, флейцевой кисточкой надо мазать по местам пожухлостей и смотреть на просвет когда же наконец все станет одинаково глянцевым ( по цвету это будет выглядеть вы совсем неровно, но это не важно), если пожухлости оставить – левкас может тянуть мордан. Да еще я пользуюсь беличьей флейц.кистью, которую отмываю в растворителе для спиртовых лаков. Не бойтесь слишком жидкого шеллака – спирт очень быстро улетучивается. 

  • Золочение иконы - техника

    Все участки иконы, подлежащие золочению, можно вначале пройти взбитым белком куриного яйца — для закрепления грунта. Белок наносят мягкой кисточкой и хорошо просушивают. Затем все эти участки слегка смазывают шеллачным лаком. Если лак налить густо, он расплывается и, быстро застывая, образует по своим границам нежелательные возвышения. Быстросохнущий лак не всегда удается проложить ровно. Поэтому после полной просушки лака обрабатываемую поверхность необходимо сгладить, то есть подчистить скальпелем случайные неровности. Затем упругой кисточкой (лучше лопаточкой) на подготовленные участки левкаса тонким слоем наносится масляный лак. Для ровности, где возможно, его можно загладить пальцем. Кисточку и руки по окончании работы надо протереть подсолнечным (или льняным) маслом и вымыть водой с мылом.

  • Золочение иконы

    Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. По порядку работы сначала будет сказано о способе золочения. Для золочения необходимы специальные материалы.

    1. Лаки.

    Масляный лак ПФ-283.

    Масляный морданный лак бывает фабричного производства или варится самими специалистами — позолотчиками. Перед масляным лаком 4С он имеет некоторые преимущества: сохраняет способность брать золото в течение 12 часов, дает более блестящую золоченую поверхность.

    Комментарии: 2
  • Золочение площадей

    По окончании нанесения рисунка иконы на левкас и закрепления его графьей левкас тщательно протирается суконкой для освобождения его от всякой пыли и даже следов карандаша.

    Приступая к описанию золочения, нужно, прежде всего, помнить, что эта работа чрезвычайно тонкая, трудная и иконописец должен сосредоточить тут все свое внимание. В подтверждение сказанного можно упомянуть, что некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой для избежания оседания пыли, ибо малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.