Прорись в иконописи

Про́рись — в древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путем процарапывания по левкасу на доску (для иконописи) или на штукатурку (для фрески). На бумаге контурный рисунок мог выполнятся в один (черный) или два цвета (черный и красно-коричневый).

В иконописании чёрной краской прорисовывали контуры изображений, а красной — пробела, охрение, движки. Прорись использовалась в иконописи для нанесения основных контуров на заготовку иконы, чтобы облегчить труд иконописца. Сначала прорись обводили свежими чернилами или краской. Потом прикладывали к прориси влажную бумагу, потом эту бумагу плотно прижимали к поверхности левкаса будущей иконы, и контуры переводились на заготоку иконы.

Существуют изданные собрания прорисей — из них особенно известны:

  • Сийский Подлинник

    Покровский Николай Васильевич (20 октября 1848 — 8 марта 1917) — русский археолог и общественный деятель. Директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член-учредитель Русского собрания. Участвовал в работе по составлению Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

    Одно из сочинений - Лицевой иконописный подлинник Антониева Сийского монастыря. Вып. 1-4. СПб., 1898.

    И сегодня Сийский иконописный подлинник можно найти в продаже - есть репринтные издания на заказ.

  • Строгановский иконописный лицевой подлинник

    Антикварное издание, сейчас (октябрь 2012) это уникальное издание 19-го века есть в продаже  - ссылка внутри.

    Издательство: Московская Духовная Академия, Издание литографии при художественно-промышленном музеуме

    Сохранность: Хорошая

    1869 г.

    Москва, 1869 год. Московская Духовная Академия МДА, Издание литографии при художественно-промышленном музеуме. 

    С множеством иллюстраций. 

    Комментарии: 1, Каталог: 6
  • Рисунок иконы

    Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка иконы. Под руками должны быть следующие материалы.

    1. Калька и листы чистой писчей бумаги, на которые будет переводиться рисунок.

    2. Линейка, употребляющаяся для проведения прямых линий, негнущаяся, сделанная из твердого дерева. Снизу к ней можно подклеить с обоих концов суконные возвышения, чтобы при пользовании ее можно было класть непосредственно на икону, не опасаясь повредить незакрепленные краски.

    3. Кисти. В иконописи употребляются беличьи или колонковые кисти, круглые, конической формы, разных размеров. Кисть должна иметь острый конец в один-два волоска. Подрезанные или поломанные волоски для работы не годятся.

  • Прорись

    Снятие прориси, или перевода, заключается в следующем. Надо выбрать несложную старую икону небольшого размера, вполне ясную, легко читаемую и в рисунке, и в живописи. Приготовленная доска должна подходить к ней по размеру, поэтому целесообразнее сперва выбрать икону, а тогда уже готовить доску. Затем сухой пигмент черной краски (жженой кости, сажи) хорошо растереть пальцем на чесночном соке или на меду в деревянной ложке.

    После этого желтком, приготовленным с квасом, протирают всю поверхность старой иконы. Когда желток просохнет, приготовленной краской прописывают все контуры и линии иконы (краска ложиться не будет, если икона желтком не протерта). Кисточка должна быть среднего или малого размера, и, работая ею, следует соблюдать толщину линий оригинала.

  • Получение и нанесение прориси

    Перед нами предстает ровная, белая поверхность загрунтованной доски, готовая принять в себя воплотившиеся в красках образы духовного мира. Мира невидимого и непостижимого для нас, но такого же реального как и мир физический. И если описанное ранее является только описанием технологического процесса, то теперь наступило время собственно написания иконы. Перед началом этой ответственной работы необходимо хотя бы кратко остановиться на основных принципах иконописи, что в дальнейшем поможет избежать многих ошибок.

    С давних времен иконопись отождествлялась с живописью. Это ошибочное мнение объяснялось сходством техники и используемых материалов, но можно с уверенностью сказать что именно этим сходство и исчерпывается.

  • Нанесение рисунка иконы

    Когда приготовлено все необходимое, приступают к нанесению рисунка.

    Но, прежде чем излагать способы нанесения рисунка на доску, необходимо принять и запомнить несколько положений.

    1. Начинающему заниматься иконописью необходимо, прежде всего, проникнуться благоговением к этому делу и признать его святым.

    2. Необходимо возыметь уважение к лицам, которые на протяжении прошлых веков сумели выработать язык иконы, создали ее высокий, подлинно церковный стиль. Среди них было много святых мужей.

    3. Икона как изобразительно выраженная молитва и предназначается для молитвы. Поэтому трудящемуся над ней необходимо во время работы не забывать о молитве. Она многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет духовно верное. 

  • Техника нанесения и снятия прориси

    В настоящее время особых затруднений с поиском образцов нет, но каждый иконописец обязан знать технику снятия и нанесения прориси. Для снятия прориси понадобятся чесночный сок, сусло, или мед. 

    Чесночный сок приготовляется следующим образом. Необходимо взять несколько долек чеснока 4-5, очистить их от шелухи и натереть через мелкую терку на сложенную в 2-3 слоя марлю. Марлю с содержимым отжимают в небольшую баночку. Для получения сока желательно брать чеснок пролежавший зиму, так как у свежего чеснока сок излишне жидкий. Хранится чесночный сок в неплотно закрытой посуде. При этом желательно закрыть отверстие неплотной тканью для предохранения сока от попадания пыли. Плотно закрывать сосуд не следует так как это способствует порче сока. Засохший чесночный сок может быть разбавлен водой до нужной консистенции.

  • Знамение, перевод, масштабирование, графья

    В эпоху расцвета иконописного искусства на Руси наиболее древним и наиболее распространенным приемом изображения задуманной иконы было непосредственное нанесение рисунка (знамение) кистью, углем или карандашом на левкасе доски.

    Такое изображение могло служить только начертанием границ, ибо все внутренние детали рисунка при дальнейшей работе закрывались слоем краски и в силу этого исчезали из глаз мастера, и он заканчивал икону либо по памяти, либо по предварительному, заранее заготовленному наброску. Вполне поэтому понятно, что в иконописных мастерских для обеспечения сохранения рисунка на доске во время всего хода писания стали применять особый прием, который назывался "нанесением графьи".