Личное письмо

состав палитры: охра светлая и красная, белила титановые и цинковые, кадмий красный (киноварью не пользуюсь), окись хрома, зеленая земля итал., умбра жженая итал., кассельская коричневая итал., виноградная черная итал;

санкирь: охра светлая + охра красная + окись хрома (или зеленая земля если миниатюра);

санкирь кладу очень плотно и ровно, чтобы левкас не просвечивал, далее пишу только чистыми пигментами;.

восстанавливаю опись черным (коричневым) пигментом;

наношу движки густо титановыми белилами;

делаю высветление плавями цинковых белил, подрумянку, теневые приплески;

сплавляю все в начале работы красной охрой, в конце работы светлой охрой, если получается слегка желтушный лик, в конце делаю плавь красной охрой;

плави делаю очень тонкие, количество плавей трудно назвать, но где-то в р-не сотни, не меньше, останавливаюсь, когда личное письмо «засветится»;

когда работа с плавями практически заканчивается, откладываю икону на несколько дней, белила за это время слегка «проседают», затем еще делаю несколько корректирующих плавей;

опять восстанавливаю опись: коричневым, красным, черным, движки не восстанавливаю (за исключением глазного яблока), лишь иногда на морщинистых ликах, и то после этого гашу белильность светлой охрой;

в конечном итоге должно получится следующее: личное письмо тонко сплавленное, без заметных мазков, штришков, пятен и видимых следов движений кисти (за исключением описи), лик должен иметь сферический облик , а не барельефный (это когда тон лобных или носогубных складок идентичен по тону с самыми темными участками лика – височными или теменными);

да еще, в ходе работы внимательно слежу и если надо – корректирую положение зрачков, складки губ, линию бровей, иначе может получится совершенно ненужное эмоциональное выражение.

Эта конечно, общая схема, по ходу письма всегда возникают какие-то нюансы, которые в общую схему не укладываются, сам процесс выплавки очень живой, интересный и творческий, поскольку никогда точно не знаешь что будет после просушки, иногда даже такое впечатление складывается, что этот процесс идет как-то сам по себе независимо и автономно, а потом раз! – и получился лик, а ты вроде как и ни при чем тут..

По новоначалию я перепробовала множество других технологий. У меня ничего хорошего не получилось:

лик на светлом санкире не «светился»;

поверхностная подрумянка, даже в очень тонком переходе всегда излишне заметна, особенно после офивления иконы, а она должна как-бы «выходить» из глубины начиная от едва заметного мерцания достигая определенной насыщенности тона , высвечиваемого из-под охры. Исходя из своего опыта , я сразу же замечаю эту внешнюю подрумянку на чужих работах, как впрочем и другие живописные приемы.

Лично мне это все не нравится. Титановые белила появились лишь в начале прошлого века, до это их не было, старые мастера живописцы и иконописцы прекрасно без них обходились, их работы прекрасно выдержали испытания временем. В первой очень авторитетной мастерской, где меня учили, иконописцы наотрез отказываются от использования титановых белил в личном письме, но я тоже не согласна с такой крайностью, поскольку считаю титановые белила просто незаменимыми в движках.

Марина Львовна