admin

Приобщение ребёнка к искусству

Марина Аль-Рабаки

Говоря об образовании ребенка, как правило, подразумевают его способности читать, писать и выполнять арифметические действия. Но общее образование недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потенциал литературы, театра, кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаются недоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего. Приобщение ребенка к миру искусства - изобразительного искусства, музыки и театра - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.


Общие исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Американские ученые в своих исследованиях доказали, что дети от четырех до семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике. Швейцарские и австрийские исследователи ввели для детей от семи до пятнадцати лет занятия музыкой за счет часов математики и языков. Дети, обучавшиеся по такой программе, за три года не только не отстали от своих сверстников, занимавшихся по обычной программе, но, наоборот, показали такой же уровень математических знаний. В языках успехи этой группы детей были даже выше, чем у тех, кто именно языками занимался больше.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

От рождения до полутора лет.

Креативность начинается с любопытства и желания исследовать окружающий мир – свойств, присущих каждому маленькому ребенку. Когда ребенок старается извлечь звук из резиновой игрушки-пищалки, применяя для этого разные способы, он предпринимает первые шаги к развитию воображения и творческого мышления. Конечно, его способности еще ограничены, и хотя он может сложить вместе несколько кубиков, он еще не может построить из них домик. Но он уже может построить крепость из диванных подушек. Чтобы помочь ребенку развить эти навыки, вы можете сделать следующее:

1. С самого раннего возраста давайте ребенку игрушки и детские книжки, независимо от того, понимает ли он, как вам кажется, их назначение или нет.

2. Не торопите его. Если ребенку не удается что-то сделать, не спешите ему помочь, дайте ему время подумать. Чем более самостоятельно ребенок научится справляться с решением задач, тем легче ему покажется следующая проблема.

3. Не гонитесь за сложностью. Согласно исследованиям, самые простые игрушки – такие, как мячики или кубики – больше развивают мышление и воображение ребенка, чем навороченные дорогие игрушки. Например, кидая или катая мячик, даже самый маленький ребенок каждый раз делает это по-новому, приобретая новые навыки и узнавая для себя что-то новое.

От 2 до 3 лет.

У двухлетнего ребенка способности к творческому мышлению разглядеть легче, чем у более маленького ребенка, во многом это является следствием развития речевых и логических способностей. Ребенок, к примеру, может открыть книжку, надеть ее на голову и заявить, что это «шляпа». У ребенка с полутора лет уже появляются собственные музыкальные предпочтения и собственный танцевальный стиль. Но его рисунки еще кажутся неразличимыми каракулями.

1. Предоставьте ребенку все необходимые материалы для творчества. Но некоторые игрушки, например, книжки-раскраски, еще слишком сложны для него. Лучше обеспечить ребенка инструментами – карандашами, мелками, пластилином, бумагой, безопасными детскими ножницами и т.д. Также хорошо способствуют развитию воображения различного вида шляпы, тряпочки, и разнообразные коробочки.

2. Не покупайте ребенку электронные игрушки. Игрушки, в которых надо нажать на кнопку, чтобы получить то или иное ответное действие, хорошо развивают навык следования инструкциям, но никак не воображение. И хотя ребенку может нравиться звук сирены в заводной машине, но лучше, если он будет имитировать его сам, а машина будет ездить не только по кругу, но и туда, куда хочется ребенку. И шутка про «трудное детство и деревянные игрушки» ничуть не соответствует действительности, ведь простую деревянную игрушку можно, например, каждый раз красить в новый цвет.

Музыка.

• Не ограничивайте своего ребенка, даже очень маленького, рамками детских песенок. Он должен слушать классику, фольклор, джаз, духовную музыку и т.д.

• Побуждайте ребенка двигаться и петь под музыку. Не беспокойтесь, если он сначала не попадает в ритм, танцуйте и пойте вместе с ним, подавая ему пример.

• Побуждайте ребенка сочинять собственную музыку. Дошкольники и младшие школьники очень любят экспериментировать со звуками, и детям такого возраста очень полезно купить пианино или синтезатор. А самые маленькие дети с удовольствием откроют мир звуков «играя» на музыкальных инструментах, сделанных из домашней утвари – например, ложках, бутылках и кастрюльках. • Берите ребенка на концерты, хотя бы на концерты самодеятельности, обычно бесплатные, и устраивайте собственные домашние концерты.

• С 6-8 лет запишите ребенка в музыкальную школу, позволив ему самому выбрать инструмент, на котором он хотел бы играть.

Изобразительное искусство.

• Чем больше инструментов – карандашей, красок и пластилина – будет у ребенка, тем более разнообразным будет его творчество. Очень хорошо способствует развитию воображения аппликация из бумаги или ткани.

• Выделите ребенку собственное место на стене, где он мог бы вешать свои рисунки или вырезанные понравившиеся картинки из журналов.

• Посещайте музеи:

1. Заранее объясните ребенку, что это за музей и какие в нем могут быть экспонаты.

2. Не стоит пытаться обойти весь музей целиком за один визит. Чем меньше ваш ребенок, тем меньше времени он сможет концентрировать свое внимание на экспонатах. Лучше выбрать несколько наиболее интересных экспонатов и обсудить их с ребенком: «Как ты думаешь, чем занимаются эти люди на картине?» «Какое настроение хотел передать художник?» и т.д.

3. После посещения музея можно купить ребенку подарочный альбом или набор открыток, и просмотреть их дома через некоторое время, чтобы освежить впечатления и закрепить в памяти увиденное.

Театр.

• Играйте с ребенком в ролевые игры, пусть даже это сначала будет воображаемый визит к врачу или в парикмахерскую.

• Дети любят придумывать себе костюмы из старой одежды. Не выбрасывайте старую одежду и старые вещи – телефоны, будильники и т.д. Играть с настоящими вещами детям нравится даже больше, чем с игрушечными.

• Ребенка более старшего возраста можно записать в театральный кружок.

• Посещайте детские театральные спектакли. Практически всем детям нравится переноситься в воображаемый мир. После представления обсудите с ребенком увиденное.

Занятия ребенка любыми видами искусства – это не просто развлечение. Вы должны серьезно относиться к интересам ребенка и постараться развить его таланты. Однако не давите на него слишком сильно, чтобы из занятий искусством не исчез элемент игры и развлечения. У ребенка должно быть достаточно свободного времени, ведь свободное время для ребенка никогда не является временем бездействия.