ГлавнаяСтатьиИероглифы

Иероглифы

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. «хиерос»-«священный» и «глифе»«вырезанное») - фигурные знаки, обозначающие целые понятия или отдельные слоги и звуки речи, название "иероглиф" первоначально обозначало "священные, высяченые на письмена".

Слово образовано от греч. hieros - священный и glyphe - то, что вырезано. Древние рисуночные знаки египетского письма, также знаки многих других неалфавитных письменностей (китайского письма, японского письма и др.). Начертание иероглифов складывается из стандартных черт, повторяющихся в различных комбинациях.

Главный писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя -вдоль и поперёк, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости, Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до 40 метров. Однако иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. На них писали справа на лево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение «красная строка»), а весь остальной текст был чёрного цвета. Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот является наместником Ра; как времени - разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Некоторые иероглифы - упрощенные картинки, изображающие тот или иной предмет; другие - для более сложных понятий - составляются из ключевых, более простых иероглифов. Например, китайский иероглиф "жень", означающий "человек" (в Японии - "нин"; собственно японское слово для обозначения человека - "хито") изображает ноги и туловище. Голова не изображалась во избежание колдовства. Руки отсутсвуют - речь идет о рабе, труд рук которого принадлежит хозяину (см. рисунок выше). Иероглиф "большой, великий" образован тем же элементом "человек" с добавлением горизонтали-"рук" в верхней части.

Иероглиф "женщина" (девушка, дочь): показаны руки, ноги, туловище и шея женской фигуры, голова во избежание колдовства не изображается. Иероглиф "женщина", немного деформированный, с добавлением по центру двух крестообразных черт-решетки, означает "наказание женщины заточением за нарушение правил ее поведения", то, чего не следует делать. Используется как знак отрицания.

Иероглиф "гора" (кит. "шань", японск. "яма") имеет три вершины - вероятно, характерная особенность той местности, где создавалась письменность.

"Вода" (кит. "шуй") представлена в виде потока, где вертикаль - русло, справа и слева от которого показаны волны (в древнем представлении этого иероглифа боковые линии были волнистыми). "Огонь" изображен в виде пирамидки дров, справа и слева от которой точкаи показаны искры.

Иероглиф "глаз" изображен вертикально, две черты в центре - зрачок (в составе сложных знаков этот иероглиф может располагаться горизонтально). Если снизу к нему дописать символ "ноги", получится глагол "видеть" (в значении "идти и видеть"), если вместо этого дорисовать снизу "усики" - получится иероглиф "раковина" (речь идет о моллюске, живущем в раковине и усики которого служат его глазами). Раковинами пользовались для расчетов, поэтому знак "раковина" образует ряд производных, связанных с понятием "деньги".

Эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как например, в «Книге мёртвых».

Первоначально китайцы делали свои записи на панцирях церепах, костях животных; позднее на бамбуковых дощечках и шелке. Связанные дощечки были первыми книгами.

Иероглифическая письменность имеет серьезные недостатки: многочисленность знаков в системе (от нескольких сотен до многих тысяч) и трудность при освоении чтения. По подсчетам китайских ученых, только в древнейших надписях 14 - 11 веках до н.э. встречается около 2000 различных иероглифов. Это была уже развитая система письма. 

Египетская иероглифическая письменность в течении 14 веков представляла собой волнующую загадку для ученых мира. Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский говорили об иероглифах как о непонятных рисунках-письменах. В IV веке Гораполлон дал подробное описание значений иероглифов.

Следуя заложенной им традиции толкования, в иероглифах видели каббалистические, астрологические и гностические тайные учения; вычитывали отрывки из Библии, халдейские, еврейские и даже китайские (!) тексты. Ученым, нашедшим в себе смелость отказаться от многовековой традиции, оказался француз Франсуа Шампольон (XIX в.), раскрывший загадку египетской иероглифики. Он предположил, что иероглифы – это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на Египетских памятниках и гробницах.

В 1906 году Уильям Флиндерс Петри, великий первопроходец в области археологии Ближнего Востока, обнаружил образцы ранее неизвестного шрифта в Синайской пустыне, между Египтом и Палестиной. Датированные приблизительно 1500 годом до нашей эры, знаки этих загадочных надписей имели скорее пиктографическую, чем алфавитную форму и приближались к иероглифам. Какое-то время казалось, что тайна происхождения алфавита уже раскрыта. Протосинайские тексты, как их стали называть, с гордостью объявили «недостающим звеном» между египетскими иероглифами и алфавитом. Некоторые ученые даже поверили, что записи сделали израильтяне во время скитаний по пути из Египта в Землю обетованную.

Так была разработана теория, согласно которой алфавит появился, когда народы семитской группы упростили иероглифические символы, заимствованные у египтян. Она согласуется с преданием, сохранившимся в сочинениях античных писателей, что письменность была изобретена в Египте и перенесена оттуда в Грецию финикийцами. Но какими бы привлекательными не казались эти предположения, недавние находки показали, что протосинайские надписи не являются самыми ранними образцами алфавитной письменности. Новые свидетельства, обнаруженные в Палестине, относятся к XVIII веку до нашей эры. Вместо «недостающего звена» протосинайский алфавит на самом деле оказался египтизированным вариантом уже существующего алфавита. Вероятно, он был разработан семитами, занятыми в египетских разработках медной руды на Синае, которые модифицировали свой алфавит под влиянием египетской письменности.

При более тщательном изучении египетская теория происхождения алфавита потерпела полный крах. Египтяне в свой системе иероглифической письменности имели алфавитные знаки, но ни один из них даже отдаленно не напоминал ранние семитские буквы. Например, ближайшим эквивалентом еврейской буквы алеф было изображение коршуна, буквы бет — ступни и так далее. Это перечеркивает гипотетическую возможность трансформации египетских иероглифов в семитские буквы.

Иероглифика (иероглифическое письмо) - письмо, использующее иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает отдельную лексическую единицу (морфему, слово). Иероглифическое письмо является одним из древнейших видов письма, непосредственным развитием пиктографического (рисуночного) письма.

Китайские иероглифы и каллиграфия

Иероглифы, используемые в китайском письме, как правило, имеют большое количество значений, объединяющее в одно целое зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и ментальные признаки, явления реальной жизни и восприятие человека. Как в китайской музыке отдельный звук (а не мелодия, как в западной музыкальной культуре) имел важнейшее значение, воплощая микро(а заодно и макро-) косм, так и в китайском слове зачастую объединяются напластования различных смыслов и уровней восприятия. По большому счету иероглиф и есть символ – множество его интуитивно связанных значений сливаются, и разобрать, где «буквальное, а где «переносное» значение уже невозможно. Кроме того, иероглиф не выражает грамматических особенностей слова, а лишь значение, что также существенно влияет на его восприятие как некого «высшего» проявления письменности, где слова очищены от своей функциональности, а знаки выражают в себе лишь категории, метаидеи.

В последнее время становится модной иероглифическая каллиграфия – искусство письма.

Каллиграфия является традиционным китайским видом искусства. Важность образной составляющей иероглифов, видимо, стала причиной появления каллиграфии как вида искусства и ее связи с живописью.

  • Очень полезно спасибо!!!

    Гость (Маша)