Желтая окись свинца

Если ультрамарин в картинах Вермеера можно назвать королем цвета, то желтая окись свинца является его королевой. В разное время, разных странах эту краску называли по-разному. Название требует пояснения. Она состоит из хромосвинцовой соли, которая имеет желтый оттенок. Из-за высокого содержания свинца краска очень ядовита. Использовалась с 13 до 18 веков. Желтая окись свинца имеет лимонный оттенок и очень светлая. Она очень непрозрачная.

Этот пигмент широко использовался для окраски стекла в Вероне и Больньи в средневековье. В Европе он присутствует на многих фресках и панелях. Чаще всего в изображении драпировок, светлых частей неба, листьях вместе с зелеными и земляными пигментами. :Желтая окись свинца – это основной пигмент, используемый Вермеером для изображения желтых драпировок, меховых накидок. В картине «Дама, пишущая письмо» он использовал две различные техники. Для изображения меха как основа была взята желтая более зернистая, использовалась более жесткая кисть.

Для верхнего слоя и передачи светотени использовалась более тонкая краска. Кажется, что мех переливается. Вермеер использовал желтую окись свинца в комбинации с синими пигментами для получения нежно-зеленого цвета. В картине «Девушка читающая письмо» зеленая занавесь изображена смесью желтой и лазурита. Эта же комбинация повторяется в зеленых ставнях «Маленькой улицы». Мастерство колориста можно оценить по использованию желтой окиси свинца, которую очень сложно гармонизировать с цветом кожи. Наиболее любопытный пример использования желтой окиси свинца в зеленых тонах на рукаве «Дамы с весами». Кажется, что в этом осветлении нет никакой логики, но Вермеер повторил этот прием позже в картине «Девушка в красной шляпе». Исследователи техники живописи так объясняют этот эффект: «Подчеркнув более светлое пятно ярко желтым мазком, а не белым или светло голубым, синее платье стало более теплым без изменения насыщения синего тона».