Физкультминутки на уроках письма

Формирование графических навыков - процесс сложный и длительный, а ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Наиболее утомительно для младших школьников длительное статическое напряжение (сидение за партой). Поэтому постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется возрастными особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной активности (активный отдых) предлагается детям для переключения внимания на другой вид деятельности.

Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью (Сеченов И. М.). На первых этапах урока, когда формируются первые графические навыки, необходимо отдать предпочтение физическим упражнениям, направленных на включение в работу всего организма (поворот рук, ног, головы и т. д.), упражнениям специально для мелких мышц пальцев рук. Последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями. Музыка, соответствующая возрасту ребенка, является действенным и организующим средством. По мнению учителей начальных классов, наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Выделяют различные виды физкультминуток (Т. М. Андрианова).

1. Оздоровительно - гигиенические. Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, "поболтать" ножками.

На уроках необходимо проводить зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть на право, на лево, вниз, верх. Дети могут следить глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыть глаза, немного "подремать".

2. Танцевальные. Они особенно любимы детьми, т. к. всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет, при этом желающие могут петь.

3. Ритмические. Они сродни танцевальным, т. к. выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

4. Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.

5. Двигательно-речевые. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения. Вот, например, такие стихи Б. Заходера:

Дождик песенку поет: кап - кап...

Только кто ее поймет, - кап - кап?

Не пойму ни я, ни ты, (кап - кап)

Да зато поймут цветы (кап - кап)

И весенняя листва, (кап - кап)

И зеленая трава... (кап - кап).

Слова "кап - кап" сопровождаются постукиванием пальчиков. На уроках обычно проводятся две - три физкультпаузы, поэтому учителю необходимо иметь в своем арсенале большое количество разнообразных физкультминуток, которые помогут детям переключиться, поднимут настроение.

6. Подражательные. Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя. Дети очень хорошо подражают движениям лягушат, обезьян, кузнечиков, имитируют шофера за рулем, звуки машин, паровозика и т. д.

1

Вы старались, вы писали

и немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки

и дотянемся до тучки. (Дети поднимают руки, потягиваются).

Уходи от нас скорей,

не пугай ты нас детей! (Дети машут руками, прогоняют тучку).

Вот к нам солнышко пришло,

стало весело, светло. (Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз).

2

Дети, подпевая под считалочку, выполняют танцевальные упражнения:

Пой-ка, подпевай-ка, Эта птичка - коростель,

Десять птичек - стайка, Эта птичка - скворушка,

Эта птичка - соловей, Серенькое перышко.

Эта птичка - воробей, Это - зяблик, это - стриж,

Эта птичка - совушка, Это развеселый чиж.

Сонная головушка. Ну а это - злой орлан

Эта птичка - свиристель, Птички, птички - по домам!

3

Дети хором говорят стихотворение, сопровождая слова движениями.

Выпал беленький снежок.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

засыпает он нас всех.

(Дети медленно поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему снегу.)

Мы на саночки садимся

и под горку быстро мчимся,

Снег, снег, белый снег,

мчимся мы быстрее всех.

(Шагают медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.)

Мы из снега ком слепили,

потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

куклы вышли лучше всех.

(Наклоняются и показывают, как лепят куклу.)

Дети к вечеру устали,

по домам все возвращались.

(Садятся за парты.)

Гимнастика для утомленных пальцев.

При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.

3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.

4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.

5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.

6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак.

Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

3. Неправильно сформированный навык письма. Формы и методы исправления неправильного двигательного навыка.