Как стать иконописцем

Техника иконописи и ее религиозная символика
Как стать иконописцем

Являясь священным предметом, икона лишена любых элементов вольности не только в своем содержании, но так же в языке художественных форм и живописной технике. Эта позиция иконописания, сформулированная седьмым Вселенским Собором в Нике (787 г. после Р. Х.), определила догмат иконопочитания.

Вовремя VIII века, Константинополь мог гордиться процветающей и разнообразной художественной культурой. Она стала образцом и каноном для иконописи Православной Церкви. Во времена иконопочитания Святые Отцы Церкви так же говорили и о техники изображения.

Священные образы изображались на литургических предметах (в технике литья, чеканки и резьбы), или на стенах (мозаика, фреска и другие изобразительные техники) или на досках, которые и назывались "иконами".

Основным критерием в выборе материала для написания образов была его прочность (а так же редкость и натуральность вещества). Иконы изображенные на металле, камне или на дереве, не должны были быть ни ломкими, ни легко повреждаемыми. Этот выбор был сделан не только по практическим соображениям (сохранность священных предметов), но он так же основывался на богословских и эстетических понятиях. Твердая основа икон напоминает основу Земли, на которой Создатель мира создал Свое творение - саму земную твердыню а не идеи влияющие из вне такие, как вера, откровение и само Православие.

Выбор красок и материалов не случайный.

В Византийский период предпочитали использовать только темперу - минеральные краски, золото и серебро, в то время как техника энкаустики, плохо сохраняющая восковые краски, не получила своего дальнейшего развития. Масляная краска появившаяся еще позже, не пользовалась успехом. Мазки, чувственные, наполненные земной комичностью, толстые и слащавые не могут сочетаться с аскетической, чистой и трансцендентной темперой.

Идея жесткой материи органично продолжается в эстетике фона иконы, который металлический (золотой или серебряный) или красочный, всегда символизирует "другой мир": икона не изображает земной мир, она - это образ духовного мира преображенной реальности. В заключении мы обратим внимание на то, что да же линии и цвета в иконописи наполнены важными семантическими смыслами. И поэтому "подлинники", графические иконописные образцы, в которых содержится наиболее важный материал для иконописцев, представляют собой своеобразный вид учебника. В последовательном написании образов таких, как человеческая фигура, ангелы, архитектура, ландшафт и объекты, художник следует определенным правилам.

Теперь легко понять, какое место цвет имеет в системе метафорического языка. Голубой и красный цвет одежд Богоматери символизируют с одной стороны, ее чистоту и девство (голубой), а с другой стороны, Тело и Кровь Христа, который воплотился через Нее (красный). Ангелы изображаются с символами их небесного служения: прозрачная сфера в руке ангела с написанным в ней Именем Бога символизирует причастность ангелов к сфере божественной жизни. Копье или меч в руке архангела Михаила символизирует его оружие против дьявола. В добавление складки одежд святых, согласно учению известного русского богослова и мученика, отца Павла Флоренского, имеют глубокий мистический смысл для иконописца.

Особо важное значение придается золочению. Фон икон для иконописца - это "Свет", знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон - это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир. Техника асиста используется во втором этапе, когда образ уже написан. Кстати, отец Флоренский писал: "Все иконописные образы рождаются в море благодати и они очищены потоками божественного света… С золотом творческой красоты иконы начинаются и с золотом освященной красоты иконы заканчиваются. Написание иконы повторяет главные события Божественного творчества: от абсолютного небытия к Новому Иерусалиму, священному творению".

Огромное значение придается и технике, и духовной выразительности икон, и большая ответственность ложится на иконописца, который должен возрасти до уровня богослова и стать хранителем Церковной традиции.

Большой Московский Собор в 1551 г. в поcтановлении "О иконописцах и иконах" описал в деталях моральный облик иконописца и какую богословскую и техническую подготовку он должен иметь. Для изучения иконописи влияние традиции неизбежно, понимание канонов, эстетики и техники иконописи очень важно. В 1668 г. царь Алексей Михайлович издал указ, озаглавленный "О запрете иконописной неискушенности".

Люди, которые хотят стать иконописцем, получают благословение.

Гонения на Церковь во советское время и полное уничтожение иконописных школ создало сложные условия для подготовки новых иконописцев. Однако, в 70-х гг. многие молодые художники обратились к иконописи и посвятили свой талант служению Богу. Возрождение этого искусства началось в то время.

Стать иконописцем сегодня просто, потому что больше нет устоявшихся иконописных школ и критерии оценки качества работы не установлены, но это и сложно, потому что отсутствие школ и критерий оценки усиливают ответственность иконописцев. Однако, есть два основополагающих положений для иконописца: религиозная и техническая подготовка. Иконописец должен избегать в своих будущих экспериментальных поисках живописи XX века, необоснованной и противоречащей древней традиции. Обращение к вере помогает понять мастеру его нужду в технологии и языке иконописания. Другими словами, иконописец это тот, кто готов посвятить свой талант Богу! и Церкви, готов уйти от сознательного и чувственного метода индивидуалистического и мятежного мирского искусства.

Огромное иконописное наследство России позволяет современным иконописцам учиться если не под руководством выдающихся учителе, то по крайней мере с помощью великих творений; Византийские и Балканские средневековые иконы могут помочь творческому синтезу православной иконописной традиции.

Сегодня, после века забвения, русская иконопись начала новое возрождение.


Священник Серафим