Словарь художника (Ц-Я)

ЦВЕТ — одно из основных художественных средств в живописи (см.). Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений Ц. и цветовых оттенков. К основным качествам Ц. относятся: цветовой тон — особенность Ц., отличающая его от других Ц. спектра (красный, синий, зеленый и др. Ц. имеют разный цветовой тон); светосила Ц. — способность того или иного Ц. отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные Ц.; насыщенность (интенсивность) Ц. — количество определенного цветового тона в данном Ц. Насыщенность Ц. краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.

В живописной практике всякий Ц. всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых Ц. и оттенков. Представление о холодном Ц. в натуре и в произведениях искусства обычно связывается с Ц. льда, снега, лиловатым, сизым Ц. грозовых туч и т. д., а о теплом - с Ц. огня, солнечного света и т. д. Большое значение в живописи имеют и отношения дополнительных Ц. и оттенков. Эти Ц. и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга. К дополнительным Ц. относятся следующие пары Ц.: красный и травянисто-зеленый, лимонно-желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти же Ц. контрастны между собой. Контрасты дополнительных, холодных и теплых Ц. являются неотъемлемым элементом цветового решения картин, служащим для более правдивого.

Ц. — одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия Ц. на чувства человека, способность различных Ц. по-разному влиять на его настроение играют в живописи важнейшую роль. Здесь Ц. является элементом композиции произведения. Не только распределение Ц. и света в картине, но и подбор Ц. помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, Ц. в живописи имеет и эстетическое значение. Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох.

ШТРИХ (нем.) — одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый Ш. представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы Ш. разнообразны. Используются Ш. в разной силе, длины и частоты, положенные в различных направлениях. При этом, в зависимости от характера работы, Ш. могут выглядеть, как отдельные линии, или сливаться в сплошное пятно.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. — выражение) — повышенная выразительность произведения искусства. Э. достигается всей совокупностью художественных средств и зависит также от манеры исполнения, характера работы художника в том или ином материале. В более узком понимании — проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре, рисунке, цветовом решении произведения.

ЭСКИЗ (фр.) — подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Э. может быть выполнен в различной технике. В процессе работы над картиной, скульптурой и т. д. художник обычно создает несколько Э. Наиболее удачные, с его точки зрения, он использует в дальнейшем, развивая и дополняя ранее найденное решение. В Э. изображение может быть значительно разработано (см. — детализация).

ЭСКИЗНОСТЬ — быстрота исполнения и значительная обобщенность деталей изображения. Э. может быть продиктована художественным замыслом, но может проявляться и как недостаток произведения. В этом случае под Э. понимают недостаточную четкость в передаче содержания, в выражении идейно-художественного замысла, картины, небрежность исполнения.

ЭСТЕТИКА (греч.) — наука о прекрасном в жизни и в искусстве.

Э. изучает основы и закономерности художественного творчества, отношение искусства к действительности, роль искусства в общественной жизни. В широком значении эстетическое — прекрасное, красивое.

ЭТЮД (фр. — изучение) — работа, выполненная с натуры. Нередко Э. имеет самостоятельное значение. Иногда он является упражнением, в котором художник совершенствует свои профессиональные навыки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры. Э. Также служат вспомогательным и подготовительным материалом при создании произведений. С помощью Э. художник конкретизирует замысел произведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатывает детали и т. д.