Словарь художника (Л-М)

ЛЕПКА ФОРМЫ — см. Моделировка.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — см. Перспектива.

ЛИТОГРАФИЯ — способ печати, при котором оттиски с плоской (нерельефной) печатной формы (камень — известняк) переносятся под давлением на бумагу. Рисунок наносится жирной тушью (кистью, пером) или литографским карандашом и перед печатью подвергается химической обработке, покрывается водой и краской.

Л. Изобретена в Германии А. Зенефельдером в 1798 г. В технике Л., привлекающей простотой и свободой исполнения, много работали Э. Делакруа, О. Домье, В. Серов и советские графики — Г. Верейский, В. Лебедев, Е. Кибрик.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (фр. — местный) — 1) цвет, характерный для окраски данного предмета. Л. ц. постоянно несколько изменяется под воздействием освещения, воздушной среды, окружающих цветов и т. д.; 2) цвет в живописи, взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального выявления цветовых оттенков.

МАЗОК — след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне и т. д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.

МОДЕЛИРОВКА (итал. — лечить) — в художественной практике: передача рельефа (см.), формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке М. осуществляется тоном (светотенью) (см.), при этом учитывается и перспективное изменение форм. В живописи форма моделируется цветом, так как здесь тональная и цветовая сторона неразрывно связаны между собой. В скульптуре под М. понимается сам процесс лепки и обработки трехмерных форм.

Степень М. обусловлена содержанием произведения и замыслом художника.

МОДЕЛЬ (фр. — объект, предмет изображения) — большей частью живая натура, главным образом человек.

МОЗАИКА (фр.) — один из видов монументальной живописи. Изображение составляется из множества разноцветных кусочков естественных камней, цветного стекла (смальты), керамических плиток и других твердых материалов, плотно пригнанных друг к другу и прикрепленных к основе (стене, потолку и т. д.) с помощью специальной мастики, цемента и других связующих веществ.

Частицы мозаики подбираются по цвету и тону в соответствии с замыслом (эскизом) художника. В мозаике учитываются эффекты, возникающие на расстоянии из-за оптического смешения цветов отдельных частиц и положения кубиков мозаики под наклоном по отношению к источнику света и друг к другу.

Кроме мозаики, составляемой из мелких преимущественно одинаковых по размеру частиц — мозаики византийской, существует другой ее вид — флорентийская мозаика. В ней изображение обычно составляется из более крупных кусков, чаще всего естественных камней. Эти куски вырезаются в соответствии с частями рисунка, по которому делается произведение, и имеют разную форму и размер.

Мозаикой называется и отдельное произведение, выполненное в этой технике.

Важным качеством мозаики являются не только ее декоративные возможности, но н то, что она не теряет первоначальной силы цвета в течение веков. Широко распространенная еще в античные времена (в Древней Греции и Риме) и в средние века (в Византии) техника мозаики приобретает все большее значение и в современном искусстве при оформлении зданий.

МОНОХРОМНЫЙ (греч.) — одноцветный. См. Гризайль.

МОТИВ (фр.): 1) объект натуры, выбранный художником для изображения, чаще всего пейзаж. М. — завязка, определяющий момент, цветового и живописно-пластического решения картины или этюда; 2) в декоративно-прикладном искусстве — основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.

МУЛЯЖ (фр.) — точный слепок, снятый непосредственно с натуры или с какого-либо скульптурного произведения. Раскрашенные восковые (или из папье-маше) М. фруктов, овощей и других предметов иногда используются в качестве наглядных пособий.