Карандаш и ластик

Во время работы надо смотреть не на острие карандаша, а как бы забегать глазом вперед, куда должна быть доведена линия. (П. Чистяков советовал заранее представлять себе, что «отсюда сюда — форма такая».) Наметив линию, тут же сравните ее с другими штрихами, посмотрев на форму в целом, соотнеся с главной вертикалью, осью конструкции предмета.

Рецептов штриховки не бывает. Но совет «наносить штрихи по форме» надо правильно понять и к месту использовать. Рисунок не имеет ничего общего с растушевкой по частям заранее очерченных контуром фигур. Контур в рисунке является результатом лепки формы тоном, штриховкой. Да и сразу точно его невозможно найти. Начинают рисунок с «касательных» штрихов, охватывающих «место» формы в пространстве, а не вырезающих ее абрис, «край».

Полезно заранее попробовать силу тона каждого карандаша, сделав на отдельном листке штриховку от самых легких до самых жирных штрихов.

Для исправления рисунка и снятия излишней черноты тона надо приготовить резинку — «клячку». Покупают обычные серые резинки-ластики (только не резинки для чернил) и выдерживают их в банке с очищенным бензином 2—3 дня. Разбухшую резинку вынимают и для удаления бензина кладут на промокательную или оберточную бумагу. Затем резинку надо обязательно прокипятить еще, после чего она хороша для рисования.