Григорий, игумен Авнежский, священномученик

Когда преподобный Стефан, постриженик Киево-Печорской Лавры, устроил свою обитель Махрицкую (в 35 верстах от Сергиевой Лавры), недалеко от того места жил богатый землевладелец Григорий, довольно образованный по тем временам. Он часто посещал преподобного Стефана, слушал его, присматривался к образу жизни старца и, наконец, видя в нём истинного раба Христова, пожертвовал ему земли и всё своё имение на устроение обители и сам постригся в ней.

Руководимый опытным наставником, инок всецело посвятил себя на служение Богу, дни проводил в трудах на пользу братии, ночи в бдении и молитвах. Преподобный Стефан полюбил Григория как родного сына, и послал его к суздальскому епископу Алексию, прося святителя рукоположить его в пресвитера. Григорий был рукоположен и с ещё большей ревностью продолжал совершенствоваться в иноческой жизни.

Однажды ночью Стефан, взяв с собой своего ученика Григория, пошёл искать себе места для водворения. Для Григория разлука с родиной естественно не могла не быть неприятной и тяжёлой: навсегда он оставлял тут всё, что бывает мило и дорого сердцу человека. Сначала они остановились на Махре, но потом углубляясь всё далее к северу, странники дошли до глухих лесов и топких болот вологодских. Остановились они в Авнежском княжестве, неподалеку от реки Сухоны, что сейчас в Тотемском районе Вологодской области. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым они срубили небольшую церковь, а за тем, спустя время, и другую во имя великомученика Георгия, себе же, построили около них кельи. Мало помалу стали к ним приходить люди, искавшие иноческой жизни, и таким образом, с благословения ростовского владыки, устроился монастырь.

Вскоре к ним присоеденился землевладелец Константин Дмитриевич. Он любил посещать старцев-пустынников, так, что даже решил оставить мир и просил у преподобного Стефана пострижения. Блаженный старец, провидя в нём доброго инока, исполнил благочестивое желание Константина и, назвав его при пострижении Кассианом, поручил руководству ученика своего Григория.

Скоро Авнежская обитель стала любимым местом богомолья для окрестных жителей, слава о ней распространилась далеко и дошла до Москвы. Великий Князь Димитрий Иоаннович, услышав, что знакомый ему старец Стефан устроил себе пустыню в вологодских пределах, велел явиться ему в Москву и затем вернуться в обитель Махрицкую.

Оставляя Авнегу, преподобный Стефан назначил вместо себя настоятелем любимого ученика своего иеромонаха Григория, а исправление келарской должности поручил иноку Кассиану, заповедав им заботиться о братии и ни в чём не изменять заведённого им в обители порядка. Новые начальники монастыря свято исполняли завет своего учителя, обитель после Стефана не переставала процветать.

Спустя шесть лет после оставления Стефаном Авнеги, в 1392 году толпы вятчан и казанских татар, грабившие и опустошавшие вологодские пределы, 15 июня внезапно напали на Авнежскую обитель и предали её пламени. Кто мог, спасся бегством, а преподобный Григорий и Кассиан были убиты варварами. Через несколько дней после их набега, окрестные жители, вернувшись из лесов, где спасались от варваров, похоронили тела преподобных на месте их смертного подвига, на церковном пепелище. После кончины преподобных подвижников то место, на котором стоял монастырь, запустело и заросло лесом.

В 1524 году Авнежский крестьянин Гавриил вырубил себе в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где 132 года назад находился монастырь. Таким образом были обнаружено место захоронения преподобных.

С течением времени над мощами преподобных была построена гробница и часовня, которые впоследствии были разрушены. Игумен Мисаил (ему было поручено епископами великопермскими, по дальности их местопребывания от Вологды, управление вологодским духовенством), узнав о произошедшем, приказал возобновить гробницу и часовню.

В 1560 году по приказу царя Иоанна Васильевича обитель была возобновлена. Церковь была построена во имя святой Троицы и великомученика Георгия, как было при жизни преподобных.

В рукописном житии преподобных описано 35 чудес.

Икону Григория Авнежского администратору сайта найти пока не удалось. Пишите, если у кого-либо есть её изображение.

Новость от апреля 2010 - Александр подсказал где найти икону - источник вот здесь www.peremeny.ru/column/view/206/, сама икона на фотографии справа. Это цветная ксерокопия иконы Григория и Кассиана.

Считается, что монахи были убиты в 1392 году татарами и вятчанами, совершавшими рейд по русскому северу. Это официальная версия, изложенная в житии, написанном в 16-м веке Иоасафом. Есть, однако, и Авнежская версия этого убийства, содержащаяся в одном древнем списке жития Григория и Кассиана. Этот текст был создан не каким-нибудь столичным литератором, а явно туземцем, хорошо разбиравшимся в реалиях места и нравах своих земляков. Там сказано, что убили святых местные головорезы, не просвещенные благочестием, но, напротив, помраченные злобой. Диавол внушил им мысль о грабеже и убийстве. При этом сказано, что одержимые дьяволом разбойники пытались сжечь тела праведников (что очень напоминает историю гибели Адриана Пошехонского), однако огонь не тронул их тел, что стало ясно примерно через 130 лет, когда были обретены мощи преподобных.

Мощи преподобного Григория Авнежского находятся в Махрицком монастыре (Вологда). Скорее всего, его лик можно найти там, в обычных церквях его нет.


Вот что нашлось также по Григорию Авнежскому (его изображению):

Икона "Господь Вседержитель с вологодскими святыми"
Начало XIX века

Спаситель изображен в рост, стоящим на красной подушке, в благословляющем жесте, с раскрытым Евангелием в руке. Перед ним изображены в 6 рядов вологодские чудотворцы. Слева: в 1-м ряду - прпп. Иннокентий Комельский, Сергий Нуромский, Арсений Комельский; во 2-м - прпп. Амфилохий и Дионисий Глушицкие и Григорий Пельшемский; в 3-м - прпп. Коприй и Аврамий Печенгские; в 4-м - прпп. Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский; в 5-м и 6-м - епископ Вологодский свт. Антоний и мч. Феодор Стратилат. Справа: в 1-м ряду - прпп. Корнилий Комельский, Павел Обнорский и Стефан Комельский; во 2-м - прпп. Александр Куштский, Евфимий Сямженский и Харитон Сямженский; в 3-м - прпп. Григорий и Кассиан Авнежские; в 4-м - блгв. кн. Иоасаф Каменский и прп. Игнатий Сарский; в 5-м и 6-м - прп. мч. Галактион Вологодский и мц. Анна. Прп. Димитрий изображен припадающим, в молении поднимающим руку к Вседержителю. Вместе с ним припадающим изображен прп. Игнатий Прилуцкий.

Дерево лиственной породы. Левкас. Темпера.
Доска без ковчега, с двумя врезными шпонками.
44,5 x 37,5 x 4.

Реставрирована Н. И. Федышиным (ВГМЗ), 1998.
Происходит из Семинарской церкви г. Вологды.

ПРЕПОДОБНЫЕ ГРИГОРИЙ И КАССИАН АВНЕЖСКИЕ

Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские подвизались на реке Сухоне в Вологодской земле. Здесь в 1370 году у потока, называвшегося Юрьевым, была срублена церковь Святыя Троицы, а затем и церковь во имя великомученика Георгия, а также кельи, в которых жили преподобные и братия.

Промыслу Божию угодно было, чтобы кроме труженического пота и слез, которыми преподобные Григорий и Кассиан орошали себя, они обагрены были еще и собственной кровью. В 1392 году толпы вятчан и казанских татар, грабивших и опустошавших вологодские пределы, внезапно 15 июня напали на Авнежскую обитель и предали ее пламени. Кто мог, спасся бегством, а преподобные Григорий и Кассиан были убиты варварами. Через несколько дней после страшного их набега окрестные жители с честью похоронили тела преподобных на месте их смертного подвига, на церковном пепелище. Так как место это считалось собственностью Махрицкого монастыря и было небезопасным, то оно осталось незанятым, а по кончине преподобных подвижников совсем запустело и заросло лесом.

В 1524 году при великом князе Василии Ивановиче, когда иго татарское было уже свергнуто и окраины Руси успокоились от их набегов, авнежский крестьянин Гавриил вырубил себе в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где за 132 года до этого находился монастырь. Однако огонь не брал сухой лес и хворост, а потому пришлось Гавриилу оставить это предприятие и передать подсеку другому крестьянину — Федору, который и поселился тут и оставленной Гавриилом избе.

На том месте, которое не мог выжечь Гавриил, Федору каждую ночь стали казаться огни. Полагая, что тут лежит клад, Федор ночью, тайно от своих домашних, отправился добывать клад. Раскопав землю в том месте, где светился огонек, он к удивлению и ужасу своему вместо ожидаемого клада нашел совершенно целые два гроба. Крестясь и творя молитву от страха, Федор поспешил снова закидать их землей.

Когда он вернулся домой и лег спать, во сне ему явился старец -среднего роста с русыми волосами, широкой окладистой бородой, одетый в священнические ризы. Старец велел Федору в первые три воскресные дня сходить к трем ближайшим церквам, объявить священникам и народу, чтобы на том месте, где он нашел гробы, построена была церковь святого великомученика Георгия.

Такая церковь построена была в 1560 году.

В рукописном житии преподобных описано 35 чудес. По возобновлении Авнежский монастырь состоял сперва за Махрицким монастырем и управлялся посылаемыми оттуда игуменами, а в 1612 году был приписан к Троицкой лавре. В 1756 году вместо обветшавшей деревянной церкви над мощами преподобных построена была каменная с престолами -во имя Святой Троицы и великомученика Георгия, где под благолепной ракой почивали мощи преподобных под спудом. В 1764 году Троицкий Авнежский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую.