Дети в картинах Тропинина

В.А.Тропинин под влиянием преобладающих в начале столетия романтических художественных настроений, плодотворно использовал традиции сентиментализма конца XVIII века, основанного на культе природы, естественных человеческих чувств. Это придало его произведениям оттенок задушевности и серьезности, мечтательной грусти.

Сам художник говорил, что «лучший учитель — природа, нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек делается чище, нравственнее».

Именно такую благодарную природу - «натуру» нашел Тропинин в детях. Добрый и отзывчивый, Тропинин первый из русских художников создал так много детских портретов. Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами.

Мальчик, тоскующий об умершей птичке.1829г, холст, маслоОбластной Xудожественный музей, Ивaново На академической выставке 1804 г., наряду с работами Кипренского, Акимова, А.Иванова, Боровиковского, Угрюмова и Щедрина, выставлялась и работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке», сюжет которой был взят у особо популярного тогда Грёза. Картина была замечена самой императрицей. Это повторение сгоревшей картины 1804 г.

Портрет князя М А Оболенского ребёнком. 1812г, холст, маслоМузей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва

Девочка с попугаем. 1810е гг, холст, масло

Девочка с куклой. 1841г, холст, масло, 57 x 48 cмГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мальчик, сажающий в клетку птенца. 1825г, холст, маслоОбластной Xудожественный музей, Ивaново

Мальчик с жалейкой.(Портрет Ираклия Моркова)1810е гг, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Голова мальчика.(Портрет Арсения Васильевича Тропинина)1818г, холст, масло, 40.4 х 32 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Будучи уже признанным художником, Тропинин оставался крепостным графа Моркова. В украинском именин Кукавка Тропинин исполнял обязанности домашнего живописца и лакея.Для одного из крупнейших русских живописцев своего времени, немолодого человека, обремененного семьей, положение крепостного становилось все горше и унизительнее. Мечты о творческой свободе, о независимом от прихотей самовластного вельможи образе жизни не оставляли художника. И подспудно они сказались в этом незаказном домашнем портрете, наполнив его поразительным ощущением эмоциональной раскованности и чистоты.«Портрет человека пишется для памяти близких ему людей, людей его любящих». Эти слова Василия Андреевича Тропинина вспоминаются, когда мы смотрим на портрет его сына. Художник работал над этим портретом с особым подъемом....Освещенное трепетным светом возникает -лицо мальчика, Только что он был занят детскимн играми и забавами, поэтому расстегнут воротник рубашки, слегка разметались волосы, но сейчас его внимание привлекло что-то, и он необычайно серьезен, Голова повернута влево. Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! Написанный в теплых, золотистых тонах, портрет, создает лирический запоминающийся образ. Тропинин получил свободу только в 47 лет, а сын навсегда остался крепостным, и это было большим горем художника.