Школы и стили

Традиционно ко «вневременной» иконописи не применяют понятия стиля, а специфические особенности, стилистические признаки и технологических приемы, выделяющие группы произведений называют иконописными «школами» или (более грубо) «пошибами».

Чаще всего выделяют следующие иконописные школы:
новгородская
московская
строгановская (по фамилии купцов-меценатов Строгановых)
фряжская (т. е. итальянская)

и т. д.

Символика процесса иконописи

Иконописец, создавая икону, подобен Богу-Творцу в создании мира (аналог семи дней Творения в книге Бытие Ветхого Завета). Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека. После завершения живописи икона подвергается олифлению, «варёным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обряда елеопомазания.

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. В создании иконы помогают огонь, вода, земля и воздух.

Образ не создаётся иконописцем, но проявляется на иконе, о чём свидетельствует терминология: изображение постепенно раскрывается в ходе роскрыши и последующих процессов иконописания.