admin

Обработка доличного

После раскрытия иконы производится обработка всего доличного. Сначала оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей - это будет "опись доличного", а затем пишутся все линии (гвенты) внутреннего рисунка этих площадок - это будет "роспись доличного".

Все линии описи и росписи наносились тонкой кистью в цвет каждой площади, но более темным тоном. И иногда они писались на всей иконе одним цветом, называемым "экзедрой" (смесь черной с красной), а иногда и просто черной краской.

Опись и роспись имеют в иконе значение графического выражения объема. В выявлении последнего древняя иконопись всегда стремилась к особому пониманию объема, отличному от понимания его в картинах живописи. В древних памятниках иконописания все объемы не имеют большой глубины и мало выступают вперед, а в постоянном уклонении от законов перспективы чувствуется явная нарочитость, чем объясняется присутствие в них перспективы "обратной", где точка схода параллельных линий вынесена вперед иконы, а не позади ее, как в живописных картинах.

Окончив с описью и росписью, иконописец приступает к выявлению светотени доличного. Следует отметить, что и светотень в древней иконе выражена особо, по-своему. Иногда по расположению светлых и тайных (теневых) мест нельзя установить точного положения источника света. Можно сказать, что светотень в иконе также не реальна, ибо иконописец пользуется ею больше для отделения главного от второстепенного и разрешения задач композиции, колорита и ритма.

Почти в каждой иконе можно заметить два способа достижения светотени: 1) либо сделано "притенение" более темным тоном по контуру с "тайной" стороны, а светлые места "не светлены", 2) либо тайная сторона оставлена нетронутой и является самым глубоким теневым местом, а светлые места "высветлены". Если притенение применяется, то оно делается жидкой краской, более темным тоном, чем окрашена площадь; причем краска наносится способом "приплеска" (он будет описан ниже) или тонкой кистью штриховой сеткой, сводя ее от теневой стороны к светлой постепенно на нет. "Высветление" достигается в несколько приемов (от 2 до 4), называемых "пробелами" (первая пробелка, вторая и т. д.). Пробелы накладываются последовательно и каждый раз по просохшей поверхности высветляемого участка. Первая пробелка наносится той же краской, какой покрыта высветляемая площадь, но с прибавлением некоторого количества белил. Каждая последующая пробелка делается той же краской, но с новым прибавлением белил и сокращая каждый раз площадь высветления; только последний световой удар наносится несколькими штрихами чистыми белилами и называется "отметкой".

Пробелы также делаются либо особым приемом, называемым в древней иконописи "приплеском", либо путем штриховой сетки (насечки) с постепенным сведением ее в сторону тени на нет. Существует и комбинированный способ высветления: сначала краски накладывались "приплеском", а затем поверхность поправлялась и выравнивалась штриховой сеткой.

Выражение "в приплеск" в специальной литературе вызывает спор. Одни разумеют под этим словом "лессировку", то есть легкое покрывание одной краски другой по сухому. Другие же дают иное объяснение этого слова, по нашему убеждению более верное и соответствующее самому слову и техническому его назначению.

Под словом "приплеск" нужно разуметь следующий прием: кистью средней величины на часть высветленной площади (более сильно освещенной) обильно наливается жидкая краска первой пробелки и сочной кистью выравнивается по поверхности, следуя движению света. Затем этою же кистью или другой к краям этой влажной поверхности обильно приплескивается жидко разведенный в воде желток (без краски) и быстро кистью разравнивается, увеличивая интенсивность краски к центру света и сведя ее на нет на теневой стороне площади.

Точно так же повторяют прием второй пробелки по высохшей первой, сокращая постепенно площадь пробелки, и т. д. и т. д.

Последний световой удар достигается "отметкой". Высветление, производимое на площадях доличного однотонно, то есть той же краской с прибавлением белил, называется "простым рефлексом", а если делается другим цветом, то "двухцветным рефлексом". Последний очень часто можно встретить на иконах новгородской школы, где, например, по холодному лазоревому цвету ризы высветление сделано теплой, охряной краской или по теплому, багряному тону сделана пробелка в холодных, голубовато-зеленых тонах.

Облака, горки, деревья, вода, твари, постройки, палаты и другие детали доличного в иконописи носят совершенно особый характер. Облака обыкновенно изображаются овальными завитками - "корурами", как их называют иконописцы. Они делаются, как и красочные пробелы на одеждах, в два-три "постила", с "отметкой", причем кладутся они более жидко, чем пробелы на одеждах.

Горки пишутся "уступами" - "кременьками", общая форма которых напоминает лестницу с суживающимися к вершине ступеньками. Если горок несколько на иконе, то они часто делаются разных цветов.

Деревья со своеобразными листьями высветляются обычным путем, иногда золотом.

Что же касается до палат (построек), то при писании их не соблюдаются законы перспективы; пишутся они, как и одежда святых, то есть раскрываются, описываются и расписываются тонами более светлыми, чем основная раскрышка.

Заканчивая описание приемов красочной обработки доличного, должно сказать, что дать указания [о том], как пишутся все многочисленные [детали] доличного - не представляется возможным. Поэтому ученик должен сам пристально вглядеться во все детали и изучить их по хорошим образцам древней иконописи.