Подправка описи и росписи, поля и т.д.

Подправка всем описи и росписи, накрашивание полей, отводка и опушка, венчики и надписи

В заключение писания иконы подправляются или дублируются все линии описи и росписи доличного и делаются все нужные исправления.

Поля обычно закрашиваются той же краской, что и свет (фон), или же другой, по вкусу мастера. На полях иногда пишутся изображения святых, жития (клейма), узоры, надписи и даже целые тропари.

На краю лузги или границе красочной поверхности иконы делается нейтральным или белым цветом линия, называемая "отводкой". На внешнем краю полей проводится темной краской - киноварью или красной охрой - кайма, или "опушка".

Надписи преимущественно пишутся по-славянски "на свету", над венчиком изображаемого лика или около него следующими красками: черной, экзедрой, киноварью, красной охрой, белилами или золотом. Очень важно писать грамотно по-славянски и размещать надписи так, чтобы они не противоречили общей композиции иконы.

О том особенно должен заботиться иконописец, "чтоб всякая икона имела надписание, которое означало бы, кто именно из святых изображен на ней для того, чтоб скорее мог утвердиться дух молящегося".

Окантовка венчиков обыкновенно делается циркулем или же от руки теми же красками, что и надписи. В венчик Христа Спасителя вписывается крест с установленными греческими буквами.

Этими последними работами писание иконы закончено, и ее ставят на просушку в место, вполне защищенное от пыли, и оставляют ее там несколько дней до полного просыхания желткового масла. Признаком окончательной просушки иконы является матовость ее красочной поверхности.

После этого приступают к олифлению или лакировке.