Виды письма на Руси

На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был «устав» — с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать «скорописью» — плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом — вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название — вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях «под старину».

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком «титло» — горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т. п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения — «силу».

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые — для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку — небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте — «инициал» — писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят — «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» — небольшим рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения.

Переписка книжного текста была делом долгим и трудным. На пергаменте писали медленно, тщательно вырисовывая каждую букву. Если переписчик делал ошибку, то подчищал рукопись специальным ножичком с широким закругленным лезвием.

Древнейший вид письма - устав. Он отличается тем, что все буквы написаны прямо, ровно, с правильными линиями и округлениями. Высота буквы равна ее ширине. Форма и начертание букв меняются очень мало.

Текст выглядел красиво и даже несколько торжественно. Вот почему уставом переписывались, как правило, богослужебные книги.

Уставное письмо было очень медленным. Каждую букву нужно было тщательно вырисовывать, следить за ее положением в строке. Поэтому постепенно устав сменился более быстрым письмом — полууставом.

Буквы постепенно потеряли свою прямоту, начали отстоять друг от друга довольно далеко. Строка получилась более свободной, размашистой. Появилось больше сокращений, буквы не такие крупные, нередко над словом ставится знак ударения или придыхания для чтеца. Постепенно у некоторых букв появляются даже украшения: длинные ножки, завитушки, мачты.

По мере распространения грамотности на смену полууставу приходит скоропись.

Буквы стали еще меньше по размеру, завитки стали еще больше и затейливее. Летя по бумаге, перо переписчика лихо закручивало хвостики у буквы Р или завитушки у С. А некоторые буквы и целые слова оказывались даже над строкой.

Начертание букв упрощается и становится более многообразным. Поэтому современный человек вряд ли разберет текст, написанный скорописью. Только специалист легко читает тексты, написанные в XVI или XVII веке.

  1. Русское письмо возникло до Кирилла, использовалось в международных договорах и существовало вне связи с христианизацией Руси.
  2. Население Новгорода к 11-му веку было практически стопроцентно грамотным.
  3. Носителем письма в русский народ являлось не духовенство.
  4. Кирилл создал на основе русского письма тюркоидное церковно-славянское письмо для нужд кочевых славянских племён (каганатов) болгарского региона.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано УгорушнаФ (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Виды письменности:

1. Х'арийская Каруна (союз рун) - жреческое письмо, сборник тайных рунических образов. Упрощенные формы Каруны: а) санскрит(samckrit) - самостоятельный скрытный жреческий язык; б) футарк; в) славянские руны, руны Боянова гимна; г) сибирская (хакаская) рунница и т.д.
2. Да'арийские Тьраги (утвержденный сияющий путь) - иероглифическое (идеограммное) начертание передаваемых образов.
3. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы). Данную письменность ныне называют этрусскими (тирренскими) письменами, которые легли в основу древнефиникийского алфавита, на базе которого было создано позднее упрощенное греческое письмо и латынь.
4. Святорусская Буквица. Самое распространенное письмо среди славянских народов древности («пракириллица» или «руны Рода» по В.Чудинову). Оно использовалось и жрецами, и при заключении важных межродовых и междержавных договоров. Одной из форм святорусской Буквицы являлось известное нам полуруническое письмо, которым была написана «Велесова книга».
5. Глаголица - торговые письмена, а впоследствии они стали использоваться для записи сказаний и христианских книг.
6. Словенское народное письмо (черты и резы) - для передачи кратких сообщений на бытовом уровне.
7. Воеводское (воинское) письмо - тайные шифры.
8. Княжеское письмо - у каждого правителя свое.
9. Узелковое письмо . Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре. Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путано", "спутать мысль", а также: "клубок песен", "нить повествования", "хитросплетение сюжета", "завязки" и "развязки" – о начале и конце художественного произведения, "неувязки" – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая о бытовании в древности узелкового письма: "Что знала – то сказала, на нитку нанизала".
В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает от бабы Яги клубок. Теперь мы знаем ЧТО это был за клыбок и ПОЧЕМУ он показывал дорогу.

  • Благодарю Вас за то, что несете правду о славянах.

    Гость (Ольга)