Зачаточная письменность славян

Прародителем всех славянских языков: восточных (русского, украинского, белорусского), западных (польского, чешского, словацкого) и южных (болгарского, сербскохорватского, словенского, македонского) является праславянский язык (около пяти тысяч лет назад oн выделился из общеиндоевропейского языка-основы). Прародителем языка древних восточных славян стал общевосточнославянский (или древнерусский) язык, который примерно полторы тысячи лет тому назад выделился из праславянского языка. Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из нее примерно в XIV-XV веках выделились три народности: русская (или великорусская), украинская и белорусская. Итак, русский язык относится к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков.

В истории русского языка можно условно различить два периода: доисторический или дописьменный (до XI века) и исторический (с XI века и до наших дней). Водоразделом между дописьменным и историческим периодами развития языка принято считать XI век, потому что именно к этому времени относятся первые памятники восточнославянской письменности.

Исторический период в развитии русского языка можно схематично представить следующим образом:

--общевосточнославянский (древнерусский) язык (письменный период, с XI до XIV века);
--язык великорусской (русской) народности (XV-XVI века);
--формирование и развитие русского национального языка (XVII-начало XIX века);
--современный русский язык (от Пушкина до наших дней).

На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами. Такие отрывочные надписи, как правило, не датированы. Поэтому, хотя сопутствующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи, к которой относится находка, последнюю игнорируют, ссылаясь на то, что в ту эпоху "еще не было славянской письменности". В связи с этим находку относят либо к значительно более поздней эпохе, либо ее замалчивают, либо, что еще чаще бывает, квалифицируют ее как... подделку. Вследствие этого значительной ценности исторические данные стаются не включенными в ткань истории. В результате история оказывается беднее, чем она есть на самом деле, и ее развитие замедляется.

Ситуация с существованием письменности на Руси до сих пор не изучена.

Но, между тем, многие факты свидетельствуют в пользу существования у русов до крещения Руси развитой системы письменности. Так, в трактате «О письменах» (сохранившемся в списках 14 – 15 вв.) славянин Храбр, живший в конце 9-го – начале 10-го вв., писал: «Ведь прежде у славян не было книг (букв), но, будучи язычниками, они считали и гадали чертами и рядами». Об этом же, ссылаясь на летописи, свидетельствуют В.И. Буганов, лингвист Л.П. Жуковская и академик Б.А. Рыбаков [5]. В энциклопедии сведения о дохристианском русском письме вошли одной строчкой: «Какое-то письмо, возможно, применялось славянами уже и раньше» [11].

Откуда становится ясно хотя бы следующее:

  • дохристианская письменность на Руси была;
  • используя эту письменность, русский народ писал, читал, считал, гадал.
  1. Уже с 860 года Русь заключала международные договоры на русском языке, а в 862 году на русском языке существовали христианские книги. По ним, в частности, обучался грамоте и Кирилл, который сразу же после своего «открытия» «кириллицы» (862) осел в Болгарии и пробыл там до самой своей смерти. С 880 г. «кириллица» подверглась гонению со стороны церкви и в 925 г., в 928 – 929 гг., в 1059 г. «кириллица» признана ересью, богослужения на ней были запрещены.
  2. С 945 г. в Новгороде правили киевские князья. В 1024, 1067 гг. новгородцы восставали против насильственной христианизации. Только в 1045 г. Владимир Ярославич заложил первый, Софийский собор в Новгороде. И лишь со 2-го десятилетия 12-го в. начинаются записи древнейшей христианской летописи – Новгородской I.