Пигмент лазурит: качество, происхождение, очистка

Лазурит - редкий голубой минерал. Это был очень дорогой материал, почти такой же дорогой, как золото!

Лазурит не был так важен для средневековых художников, как азурит, возможно, из-за его цены или из-за долгого процесса, чтобы отделить лазурит от его примесей. Методы извлечения пигмента из лазурита были разработаны за пределами Европы, и пигмент импортировали готовым, пока мастера в Европе не научились делать краску из камня самостоятельно.

Ляпис-лазурь был описан Плинием Старшим как "фрагмент звездного свода неба". Это самый экзотический самоцветный камень среди пигментов. Самый качественный голубой камень можно найти высоко в горах в провинции Бадахшан, в северо-восточном Афганистане. Менее качественный камень можно найти в том же горном хребте в современном Таджикистане. Еще один источник камня находится в районе озера Байкал, в Сибири. Имеются месторождения в Чили, Канаде, Америке, Анголе и Италии.

Пигмент, который получают из камня, известен на английском языке как "подлинный ультрамарин". Его надо дифференцировать  с синтетически сделанным французским ультрамарином.

Самое раннее известное использование камня - бусины, найденные в Мехргархе, в современном Пакистане, 7000 до н. э. Первое известное использование пигмента - на египетском погребальном артефакте, примерно с 1580 по 1550 год до н. э. Хотя найденная в известковой штукатурке краска смешивается с красным оксидом железа на настенной росписи в Греции в 13 веке до н. э., ясно, что такие ранние находки редки. В 15 и 16 веке можно найти очень высокого качества ультрамарин у художников из Северной Европы. Один из лучших примеров использования ультрамарина в живописи итальянского Возрождения - "Вакх и Ариадна" Тициана.

Ляпис-лазурь - это не один минерал, а название, данное коллекции из девяти различных минералов, некоторые из которых имеют одни и те же элементы. Главные полезные ископаемые: лазурит, гаюинит, содалит, нозелит, кальцит и пирит. Лазурит бывает двух видов, хотя оба являются кристаллами. Одна форма похожа на камень, в то время как другая имеет изометрическую кристаллическую структуру с появлением синих самородков, сидящих на матрице белых кристаллов кальцита. Именно его геологи называют лазуритом.

Голубую окраску определяет количество радикальных анионов серы, захваченных в кубических отверстиях в решетке лазурита. Даже химические формулы для лазурита варьируются.


Разница между синтетическим и натуральным ультрамарином

Основные различия между синтетически произведенным французским ультрамарином и подлинным ультрамарином, полученным из лазурита, заключаются в следующем:

Высочайшее качеств. Происхождение камня: Афганистан.

1. Частицы пигмента французского ультрамарина очень точны и равномерны.

2. Кристаллы французского ультрамарина имеют однородный синий цвет.

3. Поскольку французские кристаллы ультрамарина небольшие и более регулярные, они отражают свет более равномерно.

4. Французский ультрамариновый пигмент имеет сильную электромагнитную реакцию, особенно заметную при смешивании с льняным маслом.

5. Натуральный ультрамарин  меняется скачками по размеру и форме.

6. Частицы или трещиноватости более прозрачны по сравнению с французским ультрамарином. Это объясняет светящиеся качества красновато-синих пленок Ренессанса и пост-ренессансных картин.

7. Главная характеристика кристаллических трещиноватостей настоящего ультрамарина - они неравномерно голубые.

Как получить пигмент?

Существует три способа получения пигмента из твердой массы.

1. Дробление, измельчение, мойка и выщелачивающие.

2. Метод " пастилы", на примере рецепта Cennino Cennini, Италия 15-го века.

3. Метод флотирования пены; самый общий коммерческий процесс сегодня.


Многие на протяжении последних нескольких сотен лет повторяют аксиому, что, какой бы ни была масса синей (чистой), для достижения наилучших результатов недостаточно полагаться на измельчение и промывку. Если лазурит, из которого готовят пигмент, не имеет исключительного качества, то простое измельчение и промывка дают только серовато-синий порошок. Вы не можете просто взять лазурит, каким бы хорошим ни было качество цвета, просто измельчить его и смешать с краской, чтобы сделать удовлетворительный пигмент. Вы на самом деле должны извлечь пигмент из смеси минералов, которые составляют лазурит.

Примеси. Кальцит и пирит. Как очистить лазурит

Успешный способ отделения примесей от камня начал развиваться в четырнадцатом веке. Все камни лазурита содержат минералы пирит и кальцит (и другие примеси, которые вы не видите глазами). Кальцит белый, а пирит сверкает, как золото. Кальцит делает пигмент очень серым и не таким синим, как сам камень. Если вы не купите камни высокого качества, вы получите серый синий цвет, называемый ультрамариновой золой. Из-за этой примеси пигмент необходимо очищать. И разделение не может быть сделано только водой.


Конечно, основной вопрос - тип и качество массы, которая используется в производстве пигмента. Лазурит из Чили может содержать очень высокий процент примесей.

Если вы хотите выбрать хороший камень, возьмите тот, который, как вы видите, имеет наибольшее содержание синего цвета. Чем меньше цвета золы, тем лучше. Пепельный цвет состоит из кальцита и пирита (и часто других минералов), которые присутствуют рядом с синим лазуритом в лазурите. Видимые примеси - кальцит и пирит. Следует учитывать, что все источники, которые утверждают, что измельчение даст серовато-синий порошок, на самом деле относятся к ляпису с добавками кальцита и пирита. Однако многие источники подчеркивают, что выбор камня в первую очередь повлияет на качество получаемого из него пигмента.

Выделить большую часть кальцита по мере измельчения несложно. Также возможно вымыть и пирит.

Техника мытья ляпис-лазури. Метод пастилы

Действительно, измельченный и немытый ляпис дает голубовато-серый цвет, который очень далек от ультрамарина. Долгий и деликатный процесс мытья ляписа в старину рождал целый корпус профессионалов.

Метод получения синего пигмента наилучшего качества - это метод пастилы, первая известная ссылка - метод, приписываемый арабскому алхимику 8-го века Геберу. С тех пор появилось много авторов, описывающих метод пастилы.

Самый известный и самый подробный рецепт можно найти в "Il Libro Dell'Arte" Ченнино Ченнини. Рецепт относится к смешиванию измельченного лазурита с сосновой смолой, мастикой, свежим воском в шарик, затем покрытый льняным маслом. Его оставляли на несколько дней, а потом разминали в теплой ванне с щелоком.

Рецепт Ченнино Ченнини

Когда порошок будет готов, возьмите у аптекарей шесть унций сосновой канифоли, три унции жевательной мастики и три унции воска на каждый фунт лазурита, положите все это в трубочку и расплавьте вместе. Затем возьмите белую льняную ткань и процедите в стеклянную емкость. Затем возьмите фунт порошка лазурита, тщательно перемешайте и сделайте из него массу-пластик. Добавьте немного льняного масла, всегда держите руки хорошо смазанными этим маслом, чтобы иметь возможность обрабатывать пластик. Вы должны хранить этот пластик по крайней мере три дня и три ночи, работая над ним каждый день; и имейте в виду, что вы можете хранить его в форме такой пластики в течение двух недель или месяца, или столько, сколько захотите.

Когда вам нужно извлечь из массы синий цвет, используйте этот метод.

Сделайте две палочки из толстого стержня, не слишком толстые и не слишком тонкие; и пусть каждая из них будет длиной в фут; и пусть они будут хорошо округлены сверху и снизу и красиво сглажены. Затем положите пластик в застекленную емкость, где вы ее хранили, и положите в него около поррингера щелока, довольно теплого; и этими двумя палочками, по одной в каждой руке, переверните и сожмите и замесите этот пластик, как вы работаете над хлебным тестом рукой, точно так же. Делайте так, пока не увидите, что щелок насыщен синим, снимите его в застекленный порринджер. Затем снова возьмите столько же щелока, положите его на пластик и обработайте его этими палочками, как и раньше. Когда щелок станет совсем синим, поместите его в другой глазированный порринджер и снова положите столько же щелока на пластик и снова мните его. Когда щелок станет совсем синим, положите его в другую глазированную порринджер. И продолжайте делать это в течение нескольких дней таким же образом, пока пластик не перестанет окрашивать щелок; а затем выбросьте его, потому что он больше не годится.

Затем разложите все эти порринджеры перед собой на столе, последовательно: то есть первый, второй, третий, четвертый; с помощью вашей руки перемешайте в каждом из них щелок с синим, который из-за тяжести этого синего пойдет на дно; и тогда вы узнаете урожайность синего пигмента. Сколько сортов синего вы хотите: три или четыре, или шесть? Первые урожаи являются лучшими. Если у вас есть восемнадцать порринджеров, и вы хотите сделать три класса синего пигмента, нужно взять первые шесть и смешать их вместе, сократить до одного; и это будет один класс. И точно так же с другим. Каждый день откачивайте щелочь, пока пигмент не высохнет.

Недостатки метода

Но даже те, кто рекомендует метод пастилы, четко заявляют, что начинать следует с лазурита наилучшего качества с самым высоким содержанием синего пигмента (лазурита) и в наименьшей степени кальцита и пирита.

Лазурит из шарика уходит в отзол, который после этого дает пигмент, который и нужно собрать. В отзол можно вывести и вторую порцию, это будет считаться вторым сортом пигмента лазурита. Этот процесс можно продолжать, получая все более низкий ранг сини.

Этот метод может быть подтвержден как эффективный только в том случае, если его можно повторить. К сожалению, есть ряд специалистов, которые установили, что этот метод дает крайне противоречивые результаты.

Другая проблема с этим методом может быть лучше всего проиллюстрирована опубликованными экспериментами. Результаты были таковы: в общей сложности 50 г лазурита дал: 1-й класс качества 0,45 г - это всего 0,9% от общей массы. Сорт 2 дал 0,45 г – тоже 0,9% от общего количества. Сорт 3 дал 0,47 г – что составляет 0,94% от общего количества. Сорт 4 дал 0,22 г – что составляет 0,44% от общего количества. Из 50 г лазурита данным методом получено 1,59 г пигмента – 3,18% от общего количества.

Это значит что 48,41 грамма остались потерянными в пастилке, то есть потеря - 96,82%. Это убедительно свидетельствует о том, что данный метод не будет коммерчески жизнеспособным.

Метод вспенивания

Третий способ получения ультрамарина из лазурита - методом вспенивания. Цель этого метода состоит в том, чтобы создать экономически жизнеспособный способ отделения частиц лазурита от примесей, которые находятся в массе. Масса смалывается и после этого помещается в ванну воды, которую нужно нагреть, газировать, создавая пузыри. Процедура проводится в три этапа.

1. Удаление железных пиритов.

2. Удаление кальцитов.

3. Удаление слюды, кварца и других силикатов.

Процесс находится под патентом. Большая часть щелочных реагентов и кислотных реагентов, добавляемых на разных стадиях, являются предметом коммерческой тайны. Эти реагенты состоят из гидрофильной и гидрофобной группы под названием "пенообразователи".

На первом этапе пириты цепляются за поверхность пузырьков, а затем удаляются. Вода плюс реагенты в конце вымываются из емкости, оставляя лазурит на дне. Частицы лазурита тщательно вымываются для удаления следов реагентов, их оставляют высыхать.


Почему порошок сероватый?

Ранее упоминалось, что сероватый внешний вид пигмента вызван видимыми примесями, такими как кальцит и пирит. Есть еще одна причина, почему порошок может иметь серовато-синий оттенок. С помощью петрографического микроскопа можно наблюдать невидимые невооруженным глазом пигментные структуры, которые также могут объяснить, почему порошок может выглядеть серо-голубым.

При микроскопическом исследовании пигментных частиц ясно, что они имеют одну общую характеристику. Конхоидальные трещины содержат различное количество анионов серы.

Есть такие, что содержат большое количество серы и имеют самый богатый синий цвет. Есть с меньшим содержанием серы, кажутся бледно-голубыми. Присутсвие частично голубых и прозрачных частиц ультрамарина диктует, будет ли пигмент в сухой форме казаться более или менее голубым, по отношению к сероватой сини. Даже если масса лазурита выглядит чистой синей, без кальцита и пирита, она будет содержать различные степени цветности, в зависимости от источника (из какой шахты и из какой страны).

Лучший синий пигмент получается из минерала темно-синего, почти черного фиолетового с наименьшим количеством примесей. И даже тогда нельзя предвидеть качество пигмента до того, пока камень или кристалл не будет разрушен и измельчен.

Как самому сделать ультрамарин из лазурита?

Попробуем отделить пигмент водой и раствором щелочи. Этот метод даст гораздо больше пигмента, чем метод пастилы.

Материалы, необходимые для очистки пигмента по методу Ченнини:

Лазурит
Маска и перчатки
Ступка и пестик
Плита
Стеклянные банки, чтобы прополоскать пигмент
Плоский шпатель
Пипетка
Что-то, чтобы размешать пигмент (гриль-палочки)
Дистиллированная или дождевая вода
Щелок
Мастика камеди (канифоль)
Сосновая смола
Пчелиный воск
Льняное масло
Сотейник (чтобы расплавить ингредиенты, обратите внимание, что его потом трудно очистить и, возможно, не удастся использовать для приготовления пищи снова)
Гуммиарабик
Что-то для хранения краски
Небольшие стеклянные банки (если вы не хотите делать краску из всего пигмента)

Материалы, необходимые для изготовления краски и очистки пигмента более простым способом:

Лазурит
Маска и перчатки
Ступка и пестик
Плита
Стеклянные банки, чтобы прополоскать пигмент
Плоский шпатель
Пипетка
Что-то, чтобы размешать пигмент (гриль-палочки)
Дистиллированная или дождевая вода
Щелок или бикарбонат натрия
Гуммиарабик
Мед или нерафинированный сахар
Что-то для хранения краски
Небольшие стеклянные банки (если вы не хотите делать краску из всего пигмента)

Как сделать пигмент из камней?

1. Начните с дробления камня/камней в ступке. Если вы делали краску из малахита и/или азурита, то заметите, что ляпис-лазурь требует гораздо больше работы для измельчения в мелкий порошок! Когда первое дробление сделано, начните измельчать куски в порошок.


2. Теперь пришло время чистить/мыть лазурит. Проще всего промыть пигмент в щелочном растворе, а затем удалить примеси пипеткой, не смешивая пигмент в канифоли/воск-глине. Требуется время, чтобы очистить пигмент таким образом, но, по крайней мере, вам не нужно ждать три дня.

Возьмите банку и заполните ее наполовину водой, добавьте небольшое количество щелока или бикарбоната натрия и дайте ему раствориться в воде. Затем осторожно с помощью шпателя вылейте пигмент в банку. Размешайте смесь.

Медленно слейте воду в другую банку, убедившись, что ляпис на дне останется в первой банке. Продолжайте мыть, добавляя воду, мешая и сливая воду каждый раз в новую чистую банку. При наличии 5-10 сливов пришло время выбрать, сколько оттенков ляписа вы хотите. Если вы хотите 3, то возьмите первые 1-3 в зависимости от того, сколько пигмента они содержат, и вылейте их вместе в банку.

3. Когда у вас есть достаточно пигмента, чтобы сделать краску, нужно налить пигмент в банку с чистой водой, взболтать и дать отстояться, затем тщательно промыть от примесей с помощью пипетки.

4. Когда пигмент достаточно чист или вы просто не хотите тратить больше времени на удаление примесей, измельчите пигмент до очень мелких частиц.

5. Добавьте немного гуммиарабика, измельченного или растворенного в воде, и крошечную каплю меда или небольшую щепотку нерафинированного сахара в смесь (если вы хотите увеличить блеск на готовом цвете).

6. Пусть краска осядет на некоторое время, вы скоро заметите, что пигмент осядет на дно и вода станет сероватой. Видимо, примеси поднимаются из пигмента вместе с гуммиарабиком. Теперь пришло время сделать финальную очистку с помощью пипетки. Вы можете добавить больше гуммиарабика и воды, смешать с пигментом и повторить этот процесс, если хотите.

Когда вы удовлетворены оттенком вашего пигмента, добавьте еще немного гуммиарабика и сделайте небольшой тест на листе бумаги, чтобы увидеть, нужно ли краске больше связующего или больше блеска.


Дайте высохнуть и аккуратно протрите поверхность. Если вы довольны результатом и пигмент остается на бумаге, краска готова, не надо больше добавить ни гуммиарабика, ни меда/сахара. Вы можете начать использовать краску немедленно или позволить ей высохнуть и использовать ее в качестве акварели.