Медные краски

Группа этих красок довольно обширна, так как различные соединения меди дают большое число красок, цвет которых всегда синий или зеленый.

По происхождению своему медные краски могут быть разделены на натуральные и искусственные.

С первыми из них были знакомы уже в глубокой древности и в средние века; некоторые из них находят применение и в современной живописи. Сюда относятся азурит, или медная лазурь, малахит (горная зелень), голубец (горная синь). По своему химическому составу они относятся к углемедным соединениям.

Что касается искусственных медных красок, то они весьма разнообразны по своему составу, оттенкам и сортам. Многие из них имеют сложный состав, в котором принимает участие не один какой-либо вид медного соединения, а смешение таковых, а некоторые и вовсе лишены постоянства в составе. Номенклатура их также сбивчива.

Существует три важнейших типа медных соединений, которые дают ряд искусственных медных красок:

1) углекислые соединения меди; сюда относятся: голубец, бременская, гамбургская, кассельскйя, брауншвейгская, саксонская и другие синие и зеленые краски, не имеющие особой яркости и достаточной корпусности;

2) уксуснокислые соединения меди, к которым относятся: грюнспан, зеленая Кассельмана, французская зелень (ярь-медянка);

3) уксусномышьяковые соединения меди: швейнфуртская зелень, зелень Шееле, поль-веронез, деккгрюн. Последние два вида зеленых медных красок обладают яркими цветами и наибольшей ядовитостью.

Краскам этой группы присущи следующие свойства:

1) ядовитость (менее ядовиты углемедные соли, более ядовиты краски, содержащие в своем составе мышьяк),

2) интенсивный цвет,

3) способность чернеть от сероводорода и в смеси с красками, содержащими серу (кадмиями и пр.),

4) способность изменяться в смесях с органическими красками и

5) способность легко входить с маслом в химическое соединение с образованием так наз. «медного мыла», представляющего медные соли жирных кислот.

Почерневшие медные краски не восстанавливают своего цвета подобно свинцовым и, кроме того, приобретают способность смываться водой, особенно в водяной живописи. Синие краски на масле обычно с течением времени зеленеют.

Медные краски являются ценным материалом в малярном деле, где они наиболее уместны, так как дают прочный слой окраски; в живописи же они могут быть применяемы лишь с большой осторожностью, причем лучше пользоваться ими в чистом виде (не в смесях). Угольные соли меди, притом натурального происхождения, более безопасны, нежели остальные медные краски.