Зелёная земля

Зелёная земля - это название для пигмента, встречающегося в нескольких минералах. Но наиболее важным в средневековой живописи был светлый, холодный зеленый целадонита, который в небольшом количестве находили в горах поблизости от Вероны в Италии. Сегодня этот цвет заменен смесью оксида хрома, черного, белого и охры, так как натуральный цвет почти не добывается. Основной тон земляного зеленого — тусклый зеленый. Смешанный с маслом он приобретает прозрачность и мыльную структуру, как глина. Цвет варьирует в зависимости от происхождения от светло-голубоватого-серого с зеленоватым оттенком до темного коричнево-оливкового.

Средневековые художники использовали этот зеленый пигмент как подлежащий тон при изображении тела. Он нейтрализовал розовые тона. Согласно живописным канонам, художники покрывали доску смесью золы и клея, которая давала белый цвет. Если писать кожу розовым цветом непосредственно поверх этого цвета, получался эффект загара. Из-за того, что розовый пигмент выцветает со временем, большая часть портретов кажется сейчас бледными.

На картине Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» земляной зеленый в сочетании с свинцовыми белилами и небольшим количеством свинцовой желтой можно видеть в занавеси. Вермеер использовал земляную зеленую для передачи тени кожи не под, а поверх розовых тонов в картинах «Девушка в красной шляпе», «Играющая на гитаре», «Дама за вирджиналем», «Аллегория веры». Его присутствие не очень хорошо передаваемо на репродукциях, но на оригинале он хорошо заметен. Хотя земляная зеленая продолжала использоваться в Европе и после 15 века, умбра и другие земляные пигменты стали преобладать при изображении тени на коже. Тон умбры более теплый и создает более естественный эффект.

В Нидерландах некоторый художники Утрехтской школы пользовались земляной зеленой. Раз считается, что Вермеер обучался живописи в Утрехте, возможно, этим и объясняется присутствие этого пигмента на его полотнах.