Рисование. Графика

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.

Действительно, история свидетельствует о том, что человек всегда был неразлучен с искусством. В горах, в пещерах разных стран мира сохранились древние наскальные изображения. Эти выразительные рисунки животных и охотников были сделаны еще в те времена, когда люди не умели писать.

Памятники искусства говорят нам, какое огромное значение оно имело в жизни человека и человеческого общества. Древние греки создали прекрасный миф о музах — вечно юных сестрах, олицетворяющих искусства и науки. Мельпомена — муза трагедии, Талия — комедии, Терпсихора — танцев, Клио — муза истории… Миф рассказывает, что когда бог Аполлон — покровитель искусства, поэзии и музыки — появлялся в сопровождении муз, то вся природа внимала их пению… Музыка, музей — эти слова произошли от слова Муза.

Искусство графики включает в себя рисунок в собственном смысле слова во всех его разновидностях (рисунок, гравюра, литография).

Графические работы тоже подразделяются на:

1) станковые,

2) прикладные (этикетки, марки и т. п.),

3) книжные, служащие для оформления или иллюстрирования печатной продукции,

4) плакатные.

Основа наполнения раздела - книга: Ю. Аксенов, М. Левидов ЦВЕТ И ЛИНИЯ. А также используются другие материалы.

Умение рисовать

Рисунок

Рисунок был и остается крепким стволом цветущего дерева живописи, он как бы «держит» на себе богатство и яркость ее красок. Сравнение это справедливо еще и потому, что на основе рисунка, корни которого уходят в глубокую древность, выросли и разветвились все изобразительные искусства и архитектура. С ним связаны и новые виды творчества — художественное конструирование (дизайн), и древнее искусство театральной декорации, украшений улиц и площадей в праздники и будни, а также оформление книг и т. д.

Рисунок не случайно называют размышлением с карандашом в руках сокровенной беседой художника с натурой. «Рисовать — значит рассуждать», — утверждал Чистяков. Живую линию рисунка сравнивают с кардиограммой, подмечая биение сердца художника в каждом штрихе.

Трибуной оратора, «боевым карандашом» по праву считают публицистические рисунки и карикатуры.

Итогом глубоких и широких философских размышлений о жизни, о мире и о человеке стали многие шедевры рисунка.

Рисунок был и одним из первых средств общения человека с человеком. Его язык не нуждается в переводе на местные наречия.

Еще не ведая письменности, первобытные люди брали камень поострее и мощными ударами вырубали на скале образы диких зверей или охотников. И тогда, на заре истории человечества, могучий творческий инстинкт натолкнул наших предков на мысль выразить силу своих переживаний, рассказать о значении событий и показать себя со стороны, свою жизнь и повседневные занятия. Из тьмы тысячелетий до нас дошли изображения сцен охоты и труда. процессий и сражений. Многие наскальные рисунки и теперь поражают живостью, наблюдательностью и удивительной пластичностью.

И дети рисуют с увлечением. Ими движет, по-видимому, то же страстное желание познать окружающий мир. Одна из международных выставок детского рисунка так и была названа: «Мир глазами детей».

В годы детства, когда пробуждаются сознание, мысль и чувство, почти каждый бывает художником, делает удивительные открытия. Оказывается, что несколькими линиями можно обозначить свой дом, передать времена года, лица родных и близких, выразить печаль или радость, нарисовать героев сказок или даже врезавшиеся в память события.

Дети рисуют, как играют, самозабвенно, искренно, занимательно. Их рисунки на редкость убедительны, хотя может показаться, что рисуют они «неправильно».

Крупные, именитые художники относятся к творчеству детей с нескрываемым интересом и неподдельным уважением. Не раз приходилось слышать от них восхищенные отзывы о меткости наблюдений, о точности и выразительности композиции, о красоте цвета в работах детворы. А главное — об искренности и глубокой уверенности, что все изображенное — истинное. «Вот бы нам так свободно рисовать!» — не скрывая зависти, говорят мастера.

И счастлив человек, сумевший развить и пронести через свою жизнь эту первоначальную, чистую и сильную любовь к искусству!

Имение рисовать — это такая способность, которую трудно переоценить.