Декоративно-оформительские работы

Многие из вас не замыкаются в стенах своей мастерской, своего рабочего уголка и активно участвуют в оформлении предприятия, клуба, выпускают стенгазеты, пишут лозунги и плакаты. Если эта важная общественная работа ведется творчески и со вкусом, то она имеет большое значение, в частности, и в воспитании эстетического вкуса трудящихся, и развивает ваши способности в композиции, в декоративном решении цвета и формы, помогает шире определить склонности к разным видам искусства.

В декоративных работах есть свои конкретные задачи, отличные от станковых этюдов и рисунков, но есть и общие. Это — композиционное решение, достижение целостности и единства всех элементов изображения на плоскости. Поэтому мы даем задания по оформлению простого плаката.

Работу над шрифтовым плакатом или лозунгом тоже надо начинать с поисков решения композиции: найти нужный формат листа, задумать общее расположение строк текста, определить их характер. Известен ряд приемов композиции шрифтовых работ. Мы же разберем здесь только два: симметричный и динамичный. В первом приеме находят посредине листа общую вертикаль и с ней совмещают середину каждой строки.

Чтобы работы вести «от общего», а не путаться в деталях сразу же намечаемых буквиц, советуем вырезать плашки, то есть прямоугольнички из черной или цветной бумаги. Ширина и длина этих полосок выбирается в соответствии с размерами каждой строки, а если работа ведется красками, то и цветом шрифта. Передвигая эти плашки, находят общую композицию шрифта в листе. И здесь нет предела фантазии и воображению художника! Общая компоновка плаката, объявления, лозунга не должна быть шаблонной, стандартной. Хорошо, когда она привлекает внимание оригинальностью и соответствует по своей форме и характеру, смыслу, содержанию текста.

Один из начинающих художников придумал композицию объявления о вечере призывников, будущих воинов Советской Армии, в виде красной звезды на золотисто-охристом фоне. Для текста он взял красновато-кирпичный тон и вписал его в абрис звезды. Важные по смыслу слова и дату вечера выделил, дав их крупнее и более сочным тоном. Другой оформитель написал расписание занятий химического кружка так, что строки образовали фигуру, похожую на колбу.

Работая над плакатом, старайтесь проще и выразительнее решить его основную композицию в плашках (обязательно покажите разные варианты эскизов опытному художнику). Получив одобрение общего построения композиции шрифтового плаката, вы яснее представите себе и характер начертания буквы, выберете выразительный шрифт.

Здесь не место вычурным буквицам с завитками, «тенями» и прочими украшениями в стиле купеческих вывесок. Чем проще шрифт, чем лаконичнее выбор красок, тем доходчивее текст, красивее его оформление. В будущем, когда вы обогатитесь знаниями, сможете усложнять цветовую и декоративную нагрузку шрифта, основываясь на развитом художественном вкусе, обострившемся чувстве декоративности.

А пока поупражняйтесь в написании букв того вида шрифта, который предполагаете выбрать для работы.

Советуем для начала, если вы вообще не работали со шрифтами, поупражняться в рисовании брускового шрифта. Обратите внимание, что среди букв алфавита есть «открытые» и «закрытые» по своему начертанию буквы. Например, буквы «С», «Р» открыты вправо, а буква «Э» влево, тогда как буквы «Ш», «П», «Ж» очень насыщены по тону и уплотнены штрихами.

Если в слове много «открытых» букв и такие еще, как «А» или «Л», то между ними может появиться разрыв, «воздух», как говорят оформители. Так, в слове «книга» мы видим уплотнение штрихов на месте букв «н» и «и» и разрыв между буквами «г» и «а». Единства тона в плашке этого слова не получится, если не изменить разбивку букв в строке. Надо увеличить расстояние между «плотными», «закрытыми» буквами и уменьшить между буквами «г» и «а». Этим будет достигнута целостность начертания слова, и оно не будет читаться «по складам».

Упражнения по разбивке букв в словах, как и по общей компоновке плакатов, лучше всего делать с помощью передвигающихся вырезанных из бумаги букв. А вообще, чаще делайте шрифтовые работы в технике аппликации.

Итак, вам надо выполнить эскиз шрифтового плаката (в плашках) и показать его своему педагогу.

Затем сделайте упражнения, которые развивают понимание целостности и образности начертания слов.

Разбейте буквы в словах типа «книга», «штанга» (несколько вариантов).

Подумайте, как изменить начертания шрифта, чтобы он выразил образный смысл слов: «камень», «паутина», «тревога», «Стоп!»