Золочение иконы - из опыта

1) Шеллак должен быть довольно жидкий, инначе будут оставться свякие ненужные следы от кисти. Шеллак можно растворять спиртом из щешуек (довольно длительный процесс) или из уже готового растворенного, который продается в виде густой смолы, в растворенном виде он дожжен быть очень жидким и по внешнему виду напоминает крепкий чай. Содержимое пузырька с таким «чаем» всегда имеет тенденцию отстаиваться, поэтому перед употреблением обязательно надо взбалтывать. Первые несколько слоев впитываются левкасом как губкой, лишь потом местами появляется глянец, флейцевой кисточкой надо мазать по местам пожухлостей и смотреть на просвет когда же наконец все станет одинаково глянцевым (по цвету это будет выглядеть вы совсем неровно, но это не важно), если пожухлости оставить – левкас может тянуть мордан. Да еще я пользуюсь беличьей флейц.кистью, которую отмываю в растворителе для спиртовых лаков. Не бойтесь слишком жидкого шеллака – спирт очень быстро улетучивается.

2) Почему я втираю мордан колготками:

2.1) У меня мордан итальянский и довольно густой, если наносить его тонко кистью требуется растворитель, который действует на мордан как дополнительный сиккатив и притом неравномерно. 

2.2) с учетом подготовленного равномерного шеллачного покрытия, втирание не разведенного густого мордана капроновым тампоном обеспечивает равномерное нанесение и посушку лака, т.е. не будет луж и подтеков, в которых золото может утонуть.

Практически исключаются фрагменты под позолоту, которые могут быть «обделены» морданом.

Для удобства можно сделать пару тампонов – побольше и поменьше (для маленьких участочков).

3) Для защиты полученной позолоты (не раньше чем через неделю !) рекомендую нанести акриловый импортный лак (абсолютно прозрачен, очень быстро сохнет, выглядит гораздо эстетичнее шеллака). Вы наверное знаете такое правило – ни в коем случае нельзя наносить спиртовое покрытие по маслянному (или писать «тощим» по «жирному») может возникнуть опасное отслоение. В случае с нашей позолотой, под тонюсеньким золотом лежит жирный и еще достаточно сырой маслянный лак, поэтому наносить шеллак довольно рискованно. Акриловая смола никогда не проникает в глубь основы и всегда застывает на поверхности, пористая структура акрила позволяет пропитываться олифой. Если нет акр.лака в худ.салоне , можно купить акриловый лак в строительном (хозяйственном) магазине, где торгуют лакокрасочной продукцией, в любом случае брать лучше импортный.

4) Надписи и нимбы. 

это я всегда наношу сразу же после позолоты, для нимбов использую козью ножку, вставляю туда кисточку - очень удобно. Для надписей, нимбов, оранментов по позолоте пользуюсь тонкотертыми акриловыми итал. красками «APA COLOR» (у меня имеется 4 разных цвета, включая один белый перламутровый, из него очень красиво получаются мелкие жемчужинки) это очень удобно, быстрее чем темперой и не требует закрепления шеллаком под олифу. По шеллачному или акриловому покрытию золота можно конечно наносить и темперу, но она очень сквозится, не очень удобно, для лучшего сцепления нужно добавлять бычью желчь.

5) «Жидкий воск» фирмы OIKOS – Вы просто не там искали, нужно найти через ин-ет представительство этой фирмы в Белоруссии, думаю что они и до вас добрались. Эта фирма производит строительно-отделочные материалы, так что в художественных салонах эта группа товаров не продается.