Золочение площадей

По окончании нанесения рисунка иконы на левкас и закрепления его графьей левкас тщательно протирается суконкой для освобождения его от всякой пыли и даже следов карандаша.

Приступая к описанию золочения, нужно, прежде всего, помнить, что эта работа чрезвычайно тонкая, трудная и иконописец должен сосредоточить тут все свое внимание. В подтверждение сказанного можно упомянуть, что некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой для избежания оседания пыли, ибо малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.

Площади, намеченные для позолоты, венчики, фоны, короны, оплечья, поручи и т. д. предварительно грунтуются к восприятию золота. Материалом для позолоты служат разные виды листового золота и особая краска, так называемое "твореное золото". Здесь следует заметить, что бронзирование и подделка "под золото" в иконописи вовсе не допускаются.

Существует несколько способов позолоты: на мордан, на полимент и твореным золотом. Мы опишем каждый в отдельности.

Золочение на мордан. Такое золочение дает матовую позолоту, и приемы его таковы: места под позолоту предварительно грунтуют, то есть покрывают ровным слоем красной охры или киновари, растворенной на желтке, все площади, требующие позолоты. Кисть для наложения грунта нужно выбирать беличью, плоскую, которой легче можно наложить ровный слой. Следует, однако, заметить, что на таком грунте окончательный оттенок позолоты окажется теплее.

После просушки грунта его старательно протирают суконкой для выравнивания и полировки. В случае надобности, если грунт после полировки оказался неудовлетворительным, его покрывают вторым слоем краски, дают вновь просохнуть и полируют заново.

Мордан - смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом (сиккативом) и примесью лаков. Существует в продаже несколько сортов мордана для позолоты, с разными сроками его сушки (через 6, 12 и 24 часа) после покрытия мест на позолоту.

После окончательной просушки и полировки грунта его покрывают тонким и ровным слоем мордана, тщательно избегая при этом затронуть или задеть кистью соседние площади, не предназначенные для позолоты.

Когда все площади покрыты морданом, доску ставят для просушки лицевой стороной к стене или же кладут ее в коробку или в ящик, который затем тщательно закрывают для предохранения от пыли покрытых морданом площадей во время сушки. Мордан сушится, как указано выше, в продолжение 6, 12 или 24 часов. Признаком готовности мордана к восприятию позолоты является состояние его "отлипа" от пальца, то есть когда, при легком прикосновении пальцем к поверхности мордана, палец будет чувствовать этот "отлип", совершенно не принимая, однако, на себя мордана.

Для позолоты на мордан можно рекомендовать пользоваться листовым золотом, прикрепленным к листкам тонкой бумаги и продаваемым в книжечках. При накладывании такого листка бумаги, с прикрепленным золотом, на мордан золото прилипает к мордану и легко отстает от листка бумаги, на котором оно держалось. Нужно только стараться, чтобы сама бумага отнюдь не касалась мест, покрытых морданом.

Наложив лист с золотом на мордан, слегка проводят по бумаге пальцем или ватой, чтобы золото плотнее пристало к нему, и так продолжают накладывать золото на все другие места иконы для позолоты.

Понятно, что когда золото накладывается на участок иконы, то оно должно несколько перекрывать границы его. Эти перекрытия не прикрепленного морданом золота должно оставить нетронутыми в течение суток, после чего их надлежит убрать при помощи мягкой пушистой кисти.

В случае срочности можно после позолоты сейчас же приступить к писанию иконы красками, но в таком случае нужно старательно охранять позолоченные места от всякого прикосновения другими красками, так как полное высыхание мордана продолжается обыкновенно почти целую неделю.

Только после такого долгого времени сушки разрешается вполне законченную писанием икону покрывать соответствующими лаками.

Вместо мордана с успехом можно пользоваться олифой или лаком, называемым во Франции "верни доре а вейир" (vernis dorée a veillir les tableaux, fabrication Lefranc à Paris), и некоторыми другими масляными лаками, применяя, однако, к ним соответственные сроки сушки, то есть до состояния "отлипа".

Золочение на полимент

Полимент, в твердых кусках, по большей части состоит из красно-охряных или сиенных красок, смешанных с белком и небольшим количеством жиров. Во Франции он продается под названием "assiette a dorer".

Золочение на полимент дает блестящую полированную позолоту, и метод его таков. Заранее приготовляют следующую смесь: берут белок от 2-3 яиц и смешивают с 1/3 по объему воды и оставляют загнить дня три-четыре в закупоренной бутылочке. Светлый, густой белок постепенно превратится в клейкую, дурного запаха, жидкость, которую затем процеживают сквозь полотно.

Наскоблив полимент перочинным ножиком, растирают его пальцем на блюдечке в порошок и смешивают затем с заранее приготовленным вышеуказанным белком до густоты обыкновенной водяной краски. Этою краской кроют потом 2-3 раза все места левкаса, предназначенные для золочения, причем последний слой кроют обыкновенно более слабым полиментом, после чего ставят доску для просушки минут на 20 и, наконец, полируют чистой суконкой.

Степень усушки полимента испытывают следующим практическим приемом: твердым предметом, например обратным концом ручки кисти, постукивают по полименту и если по всей поверхности доски слышится однородный звук, то это и есть признак нужной сухости полимента. В случае получения неоднородного звука полимент следует оставить просыхать дополнительно.

Убедившись же в достаточной просушке полимента, приступают к наложению на него не прикрепленного к бумаге листового золота. Здесь следует заметить, что практически наложение свободного золота на полимент требует очень сложного приема и большого навыка: целый лист золота перекладывают на бархатную подушечку, всячески оградив ее от движения воздуха, дабы золото не улетело, и чистым столовым ножом этот лист золота нарезают на части, немного перекрывающие очертания подготовленных к позолоте площадей. Теперь приступают к самому деликатному приему - перенесению этих кусочков золота на полимент.

Для этого пользуются специальной кистью в виде широкой длинноволосой лопаточки, которой предварительно проводят по волосам своей головы, дабы кисть взяла на себя немного жира, помогающего затем легче схватить кусочек золота.

Эта операция перенесения золотых листков на полимент требует огромного терпения, навыка и опыта.

Уложив каждый отрезанный кусочек листового золота на полимент, закрепляют его на левкасе тонкой, смоченной водой, кистью и так поступают, пока все нужные места иконы не будут покрыты золотом.

Следующий прием золочения на полимент называется "подпуском". На кисть берут долю жидкой смеси: 2/3 части спирта и 1/3 воды и добавляют в нее каплю гнилого белка. Наклонив слегка иа себя доску иконы, подпускают эту смесь под листы золота, начиная с удобного места доски; жидкость эта сама начнет тотчас же распространяться под золотом по полименту и, к смоченному этим путем полименту золото станет постепенно само приставать, а излишняя жидкость вытечет вниз. При этом полезно помогать жидкости распространяться равномерно под золотом путем наклонения доски то в одну, то в другую сторону.

Когда венчик и все прочие места будут покрыты позолотой, доску кладут на просушку и приблизительно через полчаса снова испытывают, вышеуказанным приемом, степень усушки полимента. Если получились благоприятные однородные звуки, то можно начинать полировку или шлифовку позолоты при помощи агата или "зуба", проводя им по позолоте, движением от центра к площади. Шлифовка продолжается до получения блестящей ровной поверхности позолоты.

При полировке агатом или зубом позолоты на полимент следует помнить, что полировка по совершенно высохшей позолоте не прикрепит полностью золота к полименту. Поэтому нужно начать полировать ее в тот момент, когда позолота почти высохла, а не совершенно.

Золочение твореным золотом

Существует еще другой старинный способ позолоты "твореным золотом". Это золото приготовляется так: на блюдечко насыпают пол-чайной ложки гуммиарабика в порошке и смоченным в воде пальцем растирают до получения густого теста. Берут затем поочередно листки золота, бросают их на блюдце в нужном количестве и потом собирают в один комочек. Прибавив еще немного жидкого гуммиарабика, растирают все вместе пальцем до получения однородной массы. Когда творящий заметит, что золото достаточно растерто, он наливает на блюдце чистую воду, старательно перемешивает все содержимое и оставляет на полчаса отстояться. Когда все золото осядет на дно, воду осторожно сливают, а оставшуюся жидкость просушивают, держа блюдце над свечою или лампою. Высохшее тесто матового цвета и есть "твореное золото", которым можно пользоваться как обыкновенной краской, разбавляя ее водою.

Современные иконописцы вместо твореного золота употребляют продаваемую в магазинах золотую краску в чашечках или раковинках.

Твореное золото может также подвергаться полировке агатом или зубом.

Золочение на мордан после окончательной полировки иконы. По окончании написания иконы, покрытия олифой или лаком и полной просушки вся поверхность иконы, за исключением площадей золочения, покрывается разведенным в воде мелом. По высыхании последнего все места для золочения покрываются морданом, лаком или олифой и золотятся вышеуказанным способом золочения на мордан.

После необходимой просушки мел тщательно смывается с иконы простою водой и, когда вся поверхность будет совершенно суха и чиста, всю икону вновь покрывают олифой или лаком.

Этот прием применяется особенно часто при работах по восстановлению старинных попорченных икон.

Остается еще добавить, что посеребрение в иконописи производится совершенно таким же путем, как описанные выше приемы позолоты.