admin

Диорамная живопись

Чрезвычайно важную роль в диораме имеет живопись. Она может быть подчинена переднему плану, выполнять равноценную ему задачу или подчинять его себе. В любом случае фоновая живопись является важной составной частью диорамы, носителем художественных идей экспозиции. Она связывает всю композицию в единый комплекс, вносит элемент искусства в научную основу материала. Выполненная на достаточно высоком профессиональном уровне, в определенной цветовой тональности, живопись делает экспозицию эмоциональной, доходчивой и интересной для посетителей. Очень важно добиться в диораме правильного цветового решения (колорита), который не только показывает красоту всей композиции, но и уточняет время года и суток. Единая цветовая гамма достигается различного типа светильниками со светофильтрами. Это позволяет создать экспозицию на достаточно высоком художественном уровне, действующую на эстетическое чувство зрителя, остающуюся в его памяти как нечто прекрасное и незабываемое.

С помощью живописи в диораме создаются пейзажи, показывающие местообитания животных и их окружение. Без живописи в диораме нет возможности передать динамику действия в природе - движение воды в водоеме (штиль, бурю или зыбь), движение облаков, волнение воздуха в лесу, при котором приходят в движение даже огромные древесные стволы, бег, прыжок зверей, полет птиц, а также различное состояние природы, создаваемое контрастным светом, игрою светотеней или бликами солнечного света. Живопись позволяет обогатить биологическую тему композиции и повышает ее художественную ценность.

Диорамная живопись, претерпев многочисленные изменения в процессе развития в технике исполнения, несколько отличается по технике письма от современных пейзажных или видовых картин. Современная монументальная и станковая живопись становится с каждым годом все более условной. В технике письма появился грубый широкий и глубокий мазок (картина, написанная таким способом, требует просмотра с расстояния 2-3 м). Живопись диорамы осталась прежней, старинной. Тонкой прописью пытаются не только передать общий вид предмета и его форму, но и изобразить его более материально и достоверно (почти фотографично).

Живопись диорамы более сходна по манере изображения с цветной фотографией (большого формата), чем с современной манерой письма картин. Сглаживание и стушевывание мазка, пропись деталей тонкими кистями позволяют живописцу создать яркую пейзажную картину, хорошо просматриваемую на близком расстоянии. Тонкая пропись необходима для передачи реалистического изображения животного на втором плане диорамы.

Изображение животного или птицы на холсте должно быть сходно с животным на переднем, натурном, плане и не только передавать форму тела, фактуру шерсти, пера, но и быть достаточно объемным, позволяя зрителю видеть целую стаю птиц или животных в диораме, несмотря на то, что на переднем плане в композиции могут быть установлены всего две-три таксидермические скульптуры. Огромное значение в живописи имеет изображение животного в различных стадиях движения. Без достаточно обширных знаний по биологии животного художнику не следует приступать к его изображению на холсте. Серии набросков в карандаше или в красках, сделанных в зоопарке, зверинце или в природе, помогают изучению движений животного, его внешнего вида, фактуры шерсти, пера. Естественно, что это требует определенного таланта и владения живописной техникой. К работе над естественной диорамой привлекают двух живописцев: художника-пейзажиста и художника-анималиста. Вначале один из них пишет пейзаж, затем другой наносит на него изображение животных в движении.

Изображение пейзажа в диораме осуществляется разными путями: это прежде всего работа живописца на пленэре, которая заключается в написании серии этюдов заранее выбранного участка местности. Этюды пишутся разного размера и должны хорошо передавать особенности пейзажа, перспективу с разных точек и расстояний, определенное время суток и цветовое соотношение при его стабилизации. В живописном этюде необходимо педантично и чрезвычайно реалистично (фотографично) выписывать все детали пейзажа, которые могут войти в живописный фон диорамы. Чем более документален этюд, тем большую помощь он принесет при написании общего фона диорамы.

Другой, не менее важный путь к созданию пейзажа - применение и использование цветного панорамного фотографирования. Фотографии могут заменить этюды, передавая в цвете состояние природы и вид местности.