Марки, форматы и участники рынка бумаги для художников

Участников и марок в этом сегменте не так уж много. Арт-рынок вообще довольно узок, а его бумажное подразделение, возможно, - одна из самых незанятых областей. Тем не менее, те, кто уже присутствуют здесь, находятся в выгодной позиции, так как прочно заняли свои ниши, и будут иметь огромное преимущество – опыт.

ООО «ТрестСпецБумСнаб»

Московская фирма ООО «ТрестСпецБумСнаб» была основана в 1997 году и специализируется на оптовой и розничной торговле материалами для художников, дизайнеров и студентов. Фирма поставляет на Российский рынок товары из Италии, Германии, Австрии, Дании, Испании, США. Также в широком ассортименте представлена продукция отечественных производителей.

Бумажный ассортимент компании представлен несколькими марками. Из российских производителей продается в основном продукция Санкт-Петербургской Фабрики Гознака и «Северо-Западной Лесопромышленной Компании».

Чертёжная и графическая бумага Гознака плотностью от 170 гр. подходит для чертежных и графических работ, а так же для работ в технике акварель. Кроме того, Гознак производит и собственно акварельную бумагу. Все виды бумаги поставляются как в больших пачках (300-500 листов), так в специальных папках «Для акварели», «Для графических работ» и в альбоме для графики.

Продукция СЗЛК представлена в ассортименте «ТрестСпецБумСнаба» папками для черчения и акварели.

Самый же большой ассортимент художественных бумаг здесь – продукция итальянской фабрики Fabriano. В него входит бумага для акварели (Tiziano, Fabriano Watercolour, Fabriano 5, Fabriano Artistico, Fabriano Esportazione, Fabriano Art Line, Bl. Artisti), бумага для пастели (Tiziano, Fabriano Accademia, Fabriano Watercolour, Gentile, Fabriano 2-6, Bl. Fabriano Colore, Fabriano Artistico, Esportazione, Fabriano, Bl. Artisti, Fabriano Art Line), а так же огромный выбор бумаги практически для любой живописной техники. Кроме того, каждый вид бумаги поставляется во всех мыслимых форматах; - в склейках, альбомах, в листах и рулонах. Вся бумага Fabriano имеет несколько международных лейблов качества: она очищена от кислот, от хлора, лейбл Long life – «Долгая жизнь», значит, что она долговечна и длительное время не меняет своих качеств.

Попытка описать все имеющиеся виды продукции этого знаменитого итальянского производителя равносильна написанию трактата об истории бумажной промышленности со времен динозавров и до наших дней (история этой фабрики насчитывает столько веков, сколько не каждая фирма просуществует лет), но основные позиции ассортимента, а также другие вопросы современного арт-рынка осветил генеральный директор «ТрестСпецБумСнаба» Александр Викторович Богатырев.

Александр Викторович, от чего зависит качество акварельной бумаги?

Бумаги для акварели подразделяются на виды по плотности, и для действительно качественной бумаги плотность начинается от 160 гр. Кроме того, акварельная бумага бывает с содержанием хлопка и без содержания хлопка. Хлопковые бумаги позволяют краске впитываться в слои бумаги и создавать очаровательные разводы. Если хлопка нет, нужна специальная проклейка. Хотя художники – люди очень хитрые, они все время выдумывают всякие штучки и жидкости, которыми покрывают бумагу и дают акварели впитываться хорошо. Акварельная бумага бывает почти гладкая - с небольшой шероховатостью, более грубая и очень грубая.

Что же дает более или менее грубая поверхность бумаги?

Среди художников, рисующих в технике «акварель», считается моветоном использовать белую краску. Поэтому для создания бледных оттенков используют воду, а ее очень сложно заставить не растекаться по всей поверхности рисунка. Шик акварели – оставлять незакрашенными некоторые части рисунка. Акварелью работают в так называемой «мокрой технике», смачивая при этом лист или часть листа бумаги. Краска должна расплываться, не оставляя четких граней. Где-то на бумаге всегда оставляют белое место, которое впоследствии станет самым ярким пятном на картине. Эти белые места распределяются по картине, и неровности на бумаге позволяют их оставлять. Более того, с гладкой бумаги акварель будет скатываться, и поэтому акварельная бумага – грубая, на ней есть специальные бугорочки, за которые краска «цепляется».

Как делают эти бугорочки?

При помощи специальных барабанов на некоторые виды бумаги наносится фактура в виде льна, сукна, которыми продавливают бумагу, пока она еще не застыла. Чем плотнее бумага, тем более фактурной ее можно сделать. Просто на очень фактурной бумаге нет смысла рисовать маленькие вещи.

Какие бывают форматы бумаги?

Стандартные форматы акварельной бумаги – 30/40; европейский стандарт – 56/70; бывают – 70/100. Кроме того здесь актуальны классические бумажные стандарты – А3, А2. Fabriano выпускает много форматов бумаги, а классическим считается 56/76.

Как выглядит процесс изготовления каждого вида бумаги?

При промышленном производстве бумаги все делает машина, в том числе, автоматически обрезает края. Для ручного производства на фабрике Fabriano сохранился старый пресс, где вручную заливается масса, сверху, при помощи ножной педали, надавливается прессом, лист вытаскивается - и у него все четыре края получаются неровными. Тот, кто понимает в бумаге, сразу отличит бумагу ручного производства от машинного. Ручная бумага сделана лучше. Но основная ее прелесть именно в том, что она изготовлена старинными методами. Работы, выполненные на такой бумаге, стараются поместить в рамки так, чтобы ее края были видны.

Какие еще виды бумаги популярны среди художников?

В России до недавнего времени акварельная бумага была лидером продаж среди других видов художественных бумаг. Однако последнее время все большую популярность завоевывает бумага для пастели. Она тоже должна быть фактурной – чтобы зацеплялись частички мела. В пастельной бумаге важна мягкость, которая создается путем добавления хлопка. Стандартная пастельная бумага имеет 40% хлопка. Хотя некоторые художники, особенно студенты, вполне успешно рисуют пастелью на грубой бумаге, вроде прокладочного картона, хотя со временем, подобные рисунки могут потерять цвет. Шероховатость пастельной бумаги несколько иного свойства, нежели у акварельной – она менее грубая, бархатистая, при ее производстве ей придают другую фактуру. Стандартная плотность пастельной бумаги ниже, чем у акварельной – около 160 гр. Пастелью редко рисуют маленькие работы – это достаточно сложно, нужно затачивать мелки или использовать пастельные карандаши, она требует формата примерно 50/65. Кроме того, пастельная бумага выпускается с большим количеством вариантов расцветки. В этой технике принято оставлять большое поле незакрашенным, заставляя играть цвет бумаги и ее фактуру.

Существует ли определенная палитра цветов пастельной бумаги?

Как правило, это полутона, избегающие открытости. Хотя яркие открытые тона тоже имеют своих поклонников. Ко всем настоящим пастельным тонам изначально примешаны белила – поэтому они такие матовые. А открытые тона – более яркие и насыщенные, нетрадиционные для техники пастели, но все равно пользующиеся определенной популярностью. Их используют поклонники импрессионистского и авангардного направлений. Ну а самый популярный цвет бумаги – черный. Он подчеркивает и оттеняет абсолютно все цвета.

Есть ли в ассортименте Fabriano какая-либо изюминка, особый, ни на что не похожий вид бумаги?

Fabriano производит бумагу для масла и акрила. Это вид хорошо проклеенной бумаги, похожей на картон. Она очень плотная, и проклеена таким образом, что масляные краски не промокают насквозь, как и акрил, содержащий много воды.

Почему в ассортименте вашей компании так много итальянской бумаги, и так мало российской?

Мы стараемся работать с итальянскими фирмами, завозим то, что российская промышленность еще не научилась производить. Например, Гознак не может сделать черную бумагу. У СЗЛК очень дешевая и экономичная бумага, - например их ватман и акварельные склейки. Российская акварельная бумага делается без добавления хлопка, она более всего подходит студентам для эскизов и зарисовок, при этом она в пять-шесть раз дешевле импортной, следовательно, намного лучше продается. Именно на них зарабатываются деньги. Самый ходовой российский формат – А3, А2 и А1. У импортных бумаг ассортимент форматов несравнимо выше.

Вы упоминали еще картон, похожий на пастельную бумагу…

В качестве заменителя бумаги для пастели наши студенты используют прокладочный картон. В больших упаковках ватмана Гознака каждые сто листов прокладываются для удобства листом картона. Всего их получается три штуки на пачку. На Гознаке его производят следующим образом: когда от печати остается краска в чанах – их нужно помыть. Они запускают туда отходы целлюлозы и начинают процесс сепарирования. Таким образом, масса каждый раз получается другого цвета: серая, желтая, синяя, но чаще всего – розовая. Ее плотность изначально идет от 160 гр. и плотнее, но точно они и сами не смогут сказать, так как все зависит от тех отходов, которые у них будут иметься в наличии на момент необходимости прочистки котла. Мы пытались заказать им такой картон для отдельных продаж, но черного цвета, однако, к сожалению, этот проект оказался невозможным. Гознак находится в центре Санкт-Петербурга, и у них просто нет необходимых очистных сооружений, чтобы использовать черную краску, - при современном раскладе они могут этой краской здорово подкрасить Неву.

СЗЛК

«Северо-Западная Лесопромышленная Компания» производит большой ассортимент различных художественных бумаг, в частности акварельную бумагу массой 225 г/м2; альбомы для рисования; ватман массой 160 и 200 г/м2 (в том числе - с водяным знаком); папки для черчения. В зависимости от пожеланий заказчиков СЗЛК может выпускать ватман и акварельную бумагу любых форматов.

На вопросы отвечает Юрий Мурашко.

Что представляет собой процесс производства художественных бумаг?

Ватман и акварель производства СЗЛК по праву считаются эксклюзивными видами бумаг в России. При их производстве используются специальные технологические приемы, разработанные специалистами холдинга. Это оптимальное соотношение лиственной и хвойной целлюлозы, позволяющее получить особенные потребительские свойства по цветопередаче и впитываемости. Методы обработки поверхности с помощью специальных сукон, позволяющие придать рисункам и чертежам особую точность деталировки. Специальная обработка, благодаря которой бумага не боится коробления при нанесении водосодержащей акварели и гуаши даже на больших поверхностях. Таким образом, краски прекрасно ложатся, хорошо впитываются и довольно быстро сохнут, а при высыхании бумага почти не деформируется. Эти качества бумаги СЗЛК особенно важны для детей, так как красок для своих рисунков они, как правило, не жалеют. Кроме того, при использовании живописной техники «по мокрому», акварель на этой бумаге не оставляет грязи, на листе можно смешивать сразу несколько красок, при этом все цвета остаются чистыми и яркими. Достаточная степень помола волокна при изготовлении ватмана позволяет специалистам получать однородный лист с хорошим качеством поверхности. Студенты и профессиональные чертежники говорят, что ватман СЗЛК хорошо «держит резинку». Действительно, поверхность ватмана позволяет выдерживать до тридцати стираний. Подбор химикатов при производстве ватмана позволяет обеспечивать стабильную белизну, хорошее формование и стабильный размер продукции.

Как и кем обычно используются такие виды бумаги?

Качество продукции, современный дизайн упаковки и оптимальное количество листов в пачках позволили нам расширить группу потребителей от самых маленьких живописцев и графиков до профессиональных художников и чертежников. По мнению руководителя зеленогорской изостудии «Радуга-Бельвью», художника Александра Визиряко, «акварельная бумага СЗЛК идеальна для акварельной живописи, ее рыхлая структура дает широкие возможности для воплощения самых разнообразных замыслов, создания необыкновенных эффектов: на ней можно рисовать, используя любые живописные техники. Краски прекрасно ложатся, хорошо впитываются и довольно быстро сохнут, а при высыхании бумага почти не деформируется».