admin

Воспитание чувств

Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу "машинной цивилизации". 

Добрыми впечатлениями, полученными в общении с природой, может насыщаться и младенческая душа. На прогулке мама обратит внимание малыша на смену времен года. Она покажет ему, как осенью опадает листва в парке, как зимой снег укрывает землю, как радостно возрождается парк весной. Совершенство формы и чистая белизна снежинки, сила стремления к жизни весенней травинки или почки и многое, многое, чем так богата живая природа, - все может радовать и воспитывать ребенка, научая его в творении познавать Творца. Спокойно текущая река, прозрачный ручеек, облака и звезды на небе, плодородие земли... Жизнь насекомых, птиц...

Наблюдение за жизнью природы, естествознание не только не греховно - это благочестивое и полезное занятие. Многие наши подвижники благонестия (например, святитель Феофан Затворник) рекомендовали мирянам давать своим детям вместо романов книги по естествознанию, как познавательные и побуждающие к благоговению перед Творцом.

Природа располагает к высоким, духовным размышлениям. У святителя Игнатия есть прекрасное рассуждение на эту тему, "Сад во время зимы", где он называет природу книгой, "данной для чтения первозданному Адаму", "содержащей в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию'. Так, в зимнем саду можно усвоить "учение о воскресении мертвых', если только уметь смотреть...

Родители - особенно детей-дошкольников, - при всей своей занятости, не должны жалеть сил и времени на прогулки с детьми. Не говоря уже о возможности "подышать воздухом", прогулка -это общение в приятной и интересной обстановке. Возраст до 7 лет - золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми и особенно легко принимает на веру их слова. Уроки жизни, полученные на таких прогулках, как правило, остаются в памяти на всю жизнь.

Важно и то, что через общение с природой дитя учится познавать и любить сбою Родину.

На наших глазах происходит как бы насильственная американизация всей нашей жизни - на общественном и на бытовом уровне. Современные дети начинают стыдиться того, что они русские, и с завистью смотрят на Запад.

Православные родители порой не придают должного значения этой проблеме, полагая, что патриотическое воспитание -пережиток советской эпохи. Но это не так. Св. праведный Иоанн Кронштадтский, болея душой за Россию, ввергнутую в смуту, в 1907 году говорил в одной проповеди: "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного. Поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там".

Как привить маленькому ребенку любовь к Отечеству земному? Через любовь к Православной Церкви, родной природе, родной истории. Начать можно с малого.

Известно, что ребенок любит играть. Он, как считают специалисты по педагогике, в игре познает мир и снимает эмоциональное напряжение. Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, священники не против игры как таковой -они против именно этой игры, разрушающей здоровье ребенка и отрицательно влияющей на его интеллект и психику. Ребенку действительно необходимы игры, но подвижные игры на воздухе: "салки", "прятки", "вышибалы", "казаки-разбойники"... И хорошие игрушки.

Игрушки в последние годы сильно изменились - это замечают все родители. Куклы стали другими: вместо куклы-"дочки", куклы в образе младенца, девочке предлагается "Барби", кукла в образе сформировавшейся женщины, с набором косметики, модным гардеробом. Мамы с тревогой замечают, что в образе Барби, Синди и др. девочке дается некий образец для подражания. Любимые игрушки мальчиков - машинки и солдатики. Последних теперь заменили американские и японские фантастические существа: суперчеловеки", "роботы", "черепашки" - герои соответствующих мультфильмов. Некоторые из них настолько страшны (рогатый шлем, рука-клешня, зверское выражение лица), что на упаковке по-английски написано предупреждение: "Детям не младше пяти лет!"

Очень важно, в какие игрушки играют наши дети: ведь игрушки заполняют их внутренний мир. Священник Артемий Владимиров в одной из бесед с родителями и детьми говорит: окажи мне, дитя, твои игрушки, скажи, какие из них ты называешь друзьями, и мне многое откроется в твоей будущности. Если у тебя в товарищах злобные, сошедшие с ума агрессивные американские "черепашки" - это одно, а если бравые гусары, пехотинцы, всадники на белых конях - это другое". Оказывается, игрушки тоже учат ребенка любить свою Родину.

Конечно, легко заметить, что "черепашки" и им подобные существа продаются в каждом киоске, на каждом углу, тогда как русских солдатиков поди поищи... Зато будет повод заинтересовать ребенка рассказом о подвигах православного воинства, о мужестве и великодушии русского солдата, о великом полководце и глубоко церковном человеке А. В. Суворове...

Чтение книг по русской истории - о жизни и быте наших благочестивых предков, о русских царях, о героях и православных подвижниках - поможет воспитать в ребенке любовь к Отечеству. На первом месте, разумеется, будут жития русских святых, подвижников благочестия. Очень хорошо, как показывает опыт некоторых родителей, дети воспринимают такие книги, как "Лето Господне" и "Богомолье" И. Шмелева. 

Так у ребенка постепенно будет складываться представление о подлинной, живой Родине. Это представление в свое время может оказаться противоядием от зависти к "красивой жизни" по западному образцу. 

Хорошим противоядием от пошлости "массовой культуры" (тех же"мыльных опер", "ужастиков" и боевиков, музыкальных и игровых шоу), от губительной рок-музыки может стать для наших детей настоящее высокое искусство.

Мы говорим не только о церковном искусстве. Конечно, очень хорошо, если ребенок с раннего младенчества слышит одни духовные песнопения, видит одни священные изображения и читают ему только житийную литературу. Но замечено, что такое "стерильное" воспитание может со временем обернуться своей противоположностью: контраст мира, в котором живет ребенок, и окружающей действительности окажется слишком велик. Попав в школьную или дворовую среду и оказавшись белой вороной среди сверстников, дитя почувствует себя ущемленным и взбунтуется против родителей, а то и против Церкви... 

Несомненно, стоит знакомить ребенка и с лучшими образцами светского искусства, чтобы на них воспитать в нем эстетический вкус. О душевной пользе такого искусства на определенном этапе становления личности говорили оптинские старцы.

Если речь идет о чтении ребенку книг, то пусть это будут не только "Сказки" Пушкина или "Аленький цветочек" Аксакова. Как много сокровищ в русской взрослой поэзии XIX века, вполне доступных детскому восприятию и заучиванию детьми наизусть! Пусть ребенок привыкнет к звучанию классического русского стиха, пусть научится понимать поэтический образ. А сколько интересных тем для бесед с детьми даст поэзия!

Счастливы дети в тех семьях, где есть обычай собираться вместе и читать вслух разные хорошие книги. Затрата взрослыми времени на это сполна окупается огромной пользой для ребенка и всей семьи. Для таких чтений подходят многие произведения мировой классики. Например, в Царской Семье для общих чтений избиралось не только Священное Писание - читались и Диккенс, и Вальтер Скотт, и Тургенев...

Картины на библейские и исторические темы, пейзажи, жанровые полотна - их можно обсуждать с детьми не только в Третьяковке, но и рассматривая художественные альбомы. А главное - серьезная классическая музыка. К ней надо приучать ребенка с первых лет жизни, и тогда позже она станет лучшим противоядием от попи рок-музыки. Подростки, часто посещавшие консерваторию, как правило, очень спокойно воспринимают всякие "металлы" и прочее и вряд ли увлекутся ими - разве только в знак протеста, если родители перестараются в своем "классическом" воспитании.

Хотелось бы посоветовать всем родителям с малолетства обучать ребенка музыке: или игре на каком-либо инструменте, дни пению в хоре. Детские хоры существуют сейчас при многих воскресных школах. А настоящее музыкальное образование, учеба в музыкальной школе, хорошо еще и тем, что надолго займет ребенка, избавит его от вредной праздности. Ученику музыкальной школы не до компьютерных игр: ему, кроме уроков и гулянья, надо еще идти "на музыку" и дополнительно заниматься дома. Приобщение к настоящему искусству сделает ребенка и более разборчивым в отношении телепродукции.