Что такое тональные отношения?

Вот как наглядно объяснял это один художник своим ученикам. Он повел их к большому аквариуму у окна мастерской. «Посмотрите, — сказал он, - сколько разных и пестрых рыбок плавает. Но если смотреть издали, вы прежде всего увидите зеленоватое пятно. Не так ли? И самые яркие рыбки не выделяются из этой общей зеленоватой массы. Поставим аквариум дальше от окна. Он теперь смотрится тоже зеленоватым пятном, но более темным. Заметили это?»

Художник вышел в соседнюю комнату, зашторил окно и зажег свет. «Обратите внимание — эта комната тоже как бы превратилась в «аквариум», наполненный желтым потоком электрического света. Правда, перемена освещения вызвала контраст между общими оттенками в той и другой комнате? На языке живописцев это называется изменениями состояния «среды».

Все предметы существуют не сами по себе, а как рыбы в аквариуме, «купаются» в потоках цветного освещения разной силы. Они находятся в окружении других цветных предметов, что тоже влияет на состояние среды.

Вот я гашу свет, раздвигаю шторы, но все равно вы можете заметить определенную разницу в состоянии среды в каждой из этих двух комнат. Дело в том, что там, где я стою, стены окрашены в зеленый цвет, а другая окрашена в серый цвет, выгодный для художественной мастерской. Разница в окраске стен и в освещенности создает не менее заметную разницу в состоянии «среды», чем вспышка электроламп.

Работая над рисунком и этюдами, вы не можете этого не чувствовать. Надо только мысленно сопоставлять мотив, который рисуете, с общим видом, с общей тональностью других мотивов.

Продолжая беседу о графике, о ее языке, особое внимание надо обратить на понятие «тон», «тональные отношения».

Соотношение черных, серых и белых пятен в пейзаже создает впечатление серебристой и просветленной гаммы, всем знакомой по первым дням зимы или оттепели. Различия и соотношения светлоты тонов отражают три неразрывных качества натуры: зависимость от силы и характера освещения, положения в пространстве и окраски. В зависимости от пропорций, «количества» темного и светлого в рисунке композиция «настраивается» на различную тональность.